Диагностика психического развития школьников → тесты с ответами
Ответы на вопросы теста «Диагностика психического развития школьников»
Раздел «Воспитание и обучение»
Общее количество вопросов: 83
1. Анализ, синтез, абстракция, сравнение и обобщение относятся к:
• функционально-операционной стороне мышления
2. Аттенционные способности характеризуют школьника со стороны уровня развития его:
• внимания
3. В том случае, когда говорят о том, что развитие совершенно не зависит от обучения и определяется задатками и естественным созреванием, — это составляет содержание …
• биологизаторского подхода
4. В том случае, когда у ученика есть потребность искать новые варианты решения задачи, которую он правильно решил, можно говорить о наличии:
• учебно-познавательного мотива
5. Вершина развития внимания приходится на:
• юность и зрелость
6. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением (по Л.С. Выготскому), воспитывающим и обучающим приводит к возникновению
• возрастных новообразований
7. Возможность выразить в слове как результат работы, так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден, — это показатель такого качества мышления, как …
• осознанность
8. Возрастные преобразования организма, связанные с увеличением роста, веса тела, биохимическими сдвигами и изменениями в работе гормональной системы характеризуют:
• физиологическое созревание
9. Высшие психические функции у человека сначала формируются:
• в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми
10. Голова, повернутая вправо, в тесте «Несуществующее животное» характеризует наличие у человека
• устойчивой тенденции к деятельности
11. Динамические качества мотивов в отличие от содержательных, связаны с:
• психофизиологическими особенностями ребенка
12. Для обозначения качественного своеобразия соотношений условий социальной среды и внутренних условий формирования личности на каждом возрастном этапе ее развития, Л.С. Выготский ввел понятие:
• социальной ситуации развития
13. Доведение работы до конца или ее постоянное откладывание; стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность; преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении; отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость — все это характеризует …
• индивидуальные особенности проявления целей
14. Если в конце урока учитель дает задание, которое дети заведомо не успевают выполнить до звонка, а затем, не выражая своего отношения к завершению задания, говорит ученикам, что урок окончен и они могут заниматься чем хотят, составляет содержание приема
• «возвращение к прерванному заданию и его возобновление»
15. Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста — это:
• созревание
16. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, — это:
• психическое развитие
17. Из перечисленных способностей, к общим познавательным способностям относятся:
• аттенционные
• креативные
• мнемические
• мыслительные
• перцептивные
• речевые
18. Изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), называется:
• развитием
19. Индивидуально-психологические качества школьника, определяющие его успехи в овладении знаниями и умениями в процессе учебной деятельности, называются:
• учебными способностями
20. Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения — это:
• обучаемость
21. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает:
• уровень развития основных познавательных функций, запаса конкретных знаний и способов оперирования ими, обеспечивающие успешное обучение в школе
22. Интенсивность, насыщенность (частота возникновения в единицу времени или на компонент учения) и устойчивость характеризуют эмоции по:
• динамическим параметрам
23. Качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее, — это качества …
• интеллектуальные
24. Когда говорят о понимании, решении проблем и задач, целеообразовании, рефлексии, то это характеризует …
• функции мышления
25. Креативность школьника относится к:
• творческим способностям
26. Легкая отвлекаемость детей на посторонние стимулы, частая потеря вещей, необходимых в школе и дома, — это признаки …
• клинического дефицита внимания
27. Личностная готовность ребенка к обучению в школе включает:
• готовность к принятию новой социальной позиции
28. Максимальная длительность сохранения запоминаемого материала — это характеристика памяти, называемая …
• прочностью запоминания
29. Методика А. Мехрабиани относится к:
• личностным опросникам
30. Мотив желательности общения называется:
• аффилиацией
31. Мотивы учения школьника, определяемые целой системой его взаимоотношений с окружающим миром, составляют содержание
• социальных мотивов
32. Наиболее распространенной в психологии является классификация, разделяющая способности на:
• общие и специальные
33. Направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте называется:
• вниманием
34. Направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней, называется:
• мотивом
35. Направленность школьника на содержание учебного предмета в ходе учения составляет содержание
• познавательного мотива
36. Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников составляет содержание
• психологической готовности к обучению в школе
37. Новый уровень развития произвольной регуляции поведения, рефлексия, новые познавательные отношения и формирование чувства компетентности в учебной деятельности является ведущим новообразованием
• младшего школьного возраста
38. О концентрации внимания ученика судят по ответам на вопрос
• может ли ученик полностью углубиться в работу или постоянно отвлекаться
39. Об особенностях переключения внимания ученика судят по ответам на вопрос
• насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому
40. Об особенностях распределения внимания ученика судят по ответам на вопрос
• легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновременно (например, писать письмо и разговаривать)
41. Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на вопрос
• может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи
42. Образ предметов и явлений материального мира и их взаимосвязей, образ действий человека с этими предметами составляют содержание понятия
• «знания школьника»
43. Общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнокачественной информации, называется:
• умственным темпом
44. Ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов, — это:
• цели
45. Опыты Н.А. Рыбникова показали, что осмысленное запоминание
• значительно успешнее механического
46. Основными линиями общего развития человека являются:
• личностное развитие
• психическое развитие
• физиологическое созревание организма
47. Относительно устойчивая структура способностей, имеющих отношение к адаптации человека к социальному окружению, к обучению и применению накопленных знаний для решения возникающих перед человеком задач, называется:
• интеллект
48. Периоды резких качественных изменений, которые сменяются постепенным накоплением количественных изменений, составляют содержание
• неравномерности развития
49. По Г.А. Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является:
• скорость протекания психических процессов
50. Положение рисунка в тесте «Несуществующее животное» ближе к верхнему краю листа трактуется как:
• высокая самооценка
51. Преобразования в развитии человека, которые обусловлены его включенностью в систему социальных связей и межличностных отношений составляют содержание
• личностного развития
52. Приобретение способности к теоретическому мышлению, новый уровень самосознания, формирование Я-концепции характеризует:
• средний школьный возраст
53. Процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта называется:
• научением
54. Процесс приобретения знаний, навыков и умений в ходе учебной деятельности, направляемый познавательными мотивами и целями, — это:
• учение
55. Процесс формирования восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и мышления относится к:
• психическому развитию
56. Процесс целенаправленной передачи общественного опыта; профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся знаний, навыков и умений, называется:
• обучением
57. Психологическое состояние, препятствующее успешной реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности, называется:
• усталостью
58. Различие между достижениями и притязаниями ребенка на дальнейшие достижения называется:
• целевым расхождением
59. Расходование школьниками энергии в ходе их учебной деятельности способствует возникновению физиологического состояния, называемого
• утомлением
60. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого, называется:
• зоной ближайшего развития
61. Результат перестройки социальной ситуации развития, которая связана с изменением общественных отношений и изменением «внутренней позиции» ребенка составляет содержание
• критического периода развития
62. Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии старшим школьником называется:
• профессиональным самоопределением
63. Свойства функциональных систем мозга, реализующие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности, — это способности …
• мнемические
64. Система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющая направленность и характер его учебной деятельности, называется:
• учебной мотивацией
65. Совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний, — это:
• умственное развитие
66. Согласно взглядам Л.С. Выготского на проблему соотношения процессов развития и обучения, верным является утверждение, что …
• обучение «ведет» за собой развитие
67. Содержательную сторону мышления составляют:
• образы, представления, понятия
68. Сочетание процессов эволюции и инволюции является содержанием
• зигзагообразности развития
69. Способности (по С.Л. Рубинштейну) отличаются от знаний и умений тем, что …
• допускают перенос действий на другие условия
70. Способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется:
• обучаемостью
71. Способность легко и быстро извлекать из памяти необходимый материал характеризует:
• мобилизационную готовность памяти
72. Среди ведущих психологических и личностных новообразований старшего школьного возраста (ранней юности), следует выделить:
• обретение чувства личностной тождественности и целостности
73. Средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе, — это норма развития …
• возрастная
74. Степень изменчивости мыслительной деятельности, соответствующей меняющимся условиям исследуемой ситуации, решаемой проблемы, — это такое качество ума, как его …
• гибкость
75. Степень существенности признаков, которые человек может выделить при овладении новым материалом, уровень их обобщенности — это такое качество ума, как его …
• глубина
76. Сущность развития памяти детей заключается в том, что появляются:
• произвольность, осмысленность и опосредованность запоминания
77. Тест «Несуществующее животное» относится к:
• проективным методикам
78. Узнавание, воспроизведение, понимание и применение в знакомых и незнакомых условиях, оценивание составляют:
• этапы усвоения знаний
79. Умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем его собственными силами решить составляет содержание
• самостоятельности ума школьника
80. Физиологическое состояние организма (мышц, органов, нервной системы), его обеспеченность энергией, которая может реализоваться в конкретных результатах учебной деятельности, называется:
• работоспособностью
81. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения, называется:
• личностью
82. Эмоциональные переживания, повышающие общий тонус организма, увеличивающие его активность и работоспособность, носят название эмоций
• стенических
83. Эмоциональные переживания, снижающие общий тонус организма, его активность и работоспособность, носят название эмоций
• астенических