Педагогическая психология → тесты с ответами
Ответы на вопросы теста «Педагогическая психология»
Раздел «Воспитание и обучение»
Все тесты с ответами ⇔ Тесты по категориям ⇔ Тесты по алфавиту
Общее количество вопросов: 183
1. “Карта наблюдения” ДСтотта предназначена для изучения
• дезадаптивного поведения школьника
2. Автором концепции поэтапного формирования умственных действий является:
• П.Я. Гальперин
3. Автором термина «зона ближайшего развития» считается:
• Л.С. Выготский
4. Анкетирование родителей позволяет:
• соотнести поведение ребенка дома с его школьным поведением
5. Беседу от наблюдения отличают:
• управляемость
6. Биологическое, социальное, личностное и культурное развитие представляют собой основные направления:
• общего развития ребенка
7. В основе рисуночной пробы (рисуночного теста) лежит задание выполнить:
• любой свободный или тематический рисунок
8. В основе экспериментальной психодиагностики лежит:
• апробация и оценка в эксперименте теоретических гипотез и психодиагностических методик
9. В период острого подросткового кризиса целью диагностики является:
• информация о социально-психологическом статусе ребенка
10. В процессе диагностики школьного развития предполагается психологическое обследование школьников:
• на разных этапах обучения
11. В том случае, если имеет место поддержание соответствия между нормами педагогической ситуации и своевременностью решения коррекционных задач можно говорить о:
• контроле
12. В том случае, если исследователь направленно изменяет зависимую переменную и проводит соответствующие измерения независимой переменной можно говорить о методе:
• эксперимента
13. В том случае, если педагогический психолог в ходе беседы изображает на бумаге или доске элементы внутреннего мира ученика, такой прием обозначается термином:
• отчуждение
14. В том случае, если психолог использует функцию восприятия для познания того или иного объекта можно говорить об использовании метода:
• наблюдения
15. В том случае, когда педагогический психолог производит рефлексию за кого-то, возможна ошибка, которая обозначается термином:
• «проекция»
16. В том случае, когда педагогический психолог способствует своей деятельностью повышению эффективности психических функций ученика, используется термин:
• «совершенствование»
17. В том случае, когда педагогический психолог способствует созданию положительного эмоционального настроя ученика на учебный процесс можно использовать термин:
• «регуляция»
18. В том случае, когда экспериментальный процесс связан с изменением объекта и его развитием, можно говорить о:
• формирующем эксперименте
19. Важнейшей частью проведения фиксации эмпирических данных является:
• проверка их достоверности
20. Вид коммуникации, который направлен на вербализацию и изменение внутренней психической жизни ученика, можно назвать:
• беседой
21. Враждебные действия ребенка, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим лицам, являются признаком
• агрессивного поведения
22. Выявление дополнительной информации об уже известном — личностной позиции, мотивах (интересах, субъективных оценках, бытовых условиях ученика, его прошлом и т.д.) осуществляется при помощи
• беседы
23. Выявление психологических особенностей детей по их внешним проявлениям в поведении, поступках, общении, различных видах деятельности осуществляется посредством
• метода наблюдения
24. Выявление разрыва (соответствия) между требованиями педагогического процесса и уровнем актуального развития субъекта, составляет сущность психолого-педагогической
• оценки
25. Двигательная активность лежит в основе
• моторики
26. Действия педагога типа: разъяснение, демонстрация действий, постановка вопросов и задач называют:
• приемом преподавания
27. Действия по постановке психологического диагноза в процессе индивидуального обследования лежат в основе
• психодиагностической практики
28. Диагностическая методика (процедура), которая требует стандартизации, четких количественных измерений и действий испытуемого по определенным критериям носит наименование:
• тестирования
29. Диагностическим минимумом является:
• комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели
30. Диагностическое обследование с целью получения дополнительной психологической информации о предполагаемом внутреннем психологическом конфликте, для понимания причин и поиска решения которого необходимо получение дополнительной информации предполагает:
• углубленное психологическое обследование ребенка
31. Для изучения личностных особенностей школьников, провоцирующих те или иные проблемы в обучении, поведении и психическом самочувствии применяются тесты:
• Кэттелла, Личко, Люшера
32. Для нейтрализации отрицательных сторон активного опроса испытуемых в ходе эксперимента следует:
• правильно формулировать вопросы
33. Для обследования учащихся какого возраста предназначен Школьный тест умственного развития (ШТУР):
• подросткового и юношеского
34. Для того, чтобы избежать ошибки в процессе беседы с учеником педагогический психолог может использовать прием, который обозначается термином
• фиксация понимания
35. Документ, в котором отражается путь выбора и проверки той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших психологическое отклонение или недостаток, называется:
• психодиагностограммой
36. Достоинства анкетирования
• массовость обследования
37. Если ученик проявляет интерес к учебному процессу, то можно говорить о:
• мотивации
38. Заключения по результатам диагностики и программы коррекции и развития обычно включают в себя __________________ части.
• психологическую и педагогическую
39. Заключительная часть организации процедуры наблюдения со стороны педагогического психолога предполагает:
• обработку данных и выводы
40. Из перечисленных направлений развития, в педагогической психологии можно выделить:
• теоретическое и практическое
41. Изменение ребенком своего поведения в соответствии с поведением и требованиями более сильных и социально значимых для него лиц лежит в основе
• конформности
42. Изменение элементов внутреннего мира ученика за счет изменения внешнего объекта в ходе беседы обозначается термином
• «трансформация реальности»
43. Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования
• мотивационной сферы
44. Интеллект по своей сущности — это:
• основная форма познания человеком действительности, совокупность всех познавательных функций индивида
45. Использование стандартизированных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений, лежит в основе
• тестирования
46. Исправлением особенностей психического развития школьников, которые не соответствуют оптимальной модели, является:
• психологическая коррекция
47. Исследование когнитивной сферы школьников подразумевает изучение
• составляющих элементов познавательного процесса
48. Исследование эмоционально-волевой сферы у школьников, кроме эмоций и воли, включает в себя изучение
• чувств
49. К малоформализованным методам психодиагностики относятся:
• наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности
50. К психическим познавательным процессам при организации отражения в эмпирическом исследовании следует отнести:
• восприятие, внимание, память, мышление
51. Какие психодиагностические тесты предполагают изучение логических отношений между понятиями, терминами
• тесты интеллекта
52. Какие психологи впервые обосновали правомерность существования школьной психодиагностики как самостоятельной ветви психологической диагностики?
• В.И. Войтко, Ю.3. Гильбух
53. Качественное и количественное измерение текущего состояния развития объекта исследования составляет сущность
• диагностики
54. Количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала характеризует:
• объем памяти
55. Координация педагогического процесса и процесса индивидуального развития ученика — это __________________ педагогической психологии.
• цель
56. Критерий качества теста, характеризующий его действенность, адекватность применения, точность измерения исследуемого свойства
• валидность
57. Личностная готовность старшего дошкольника к обучению выражается в:
• отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе
58. Личностный опросник используется для изучения и оценки
• отдельных свойств и проявлений личности
59. Личностный опросник представляет собой …
• стандартизированную анкету
60. Лонгитюдное обследование заключается в:
• длительном повторяющемся обследовании одних и тех же детей на протяжении нескольких лет
61. Лонгитюдное обследование школьников предполагает:
• длительное повторяющееся обследование одних и тех же детей на протяжении нескольких лет
62. Метод рейтинга является разновидностью
• метода наблюдения
63. Метод, предполагающий подсчет частоты встречаемости определенных характеристик исследуемого текста — это:
• контент-анализ
64. Методика незаконченных предложений предназначена для изучения
• особенностей развития личности и ее свойств
65. Методика Э.Ф. Замбазявичене предназначена для изучения уровня и особенностей словесно-логического мышления у детей
• 7-9 лет
66. Методики, предполагающие реакцию обследуемого на неопределенную (многозначную) ситуацию, относится к:
• проективным тестам
67. Методику сочинения целесообразно использовать в период
• перехода ребенка из начального в среднее звено
68. Младший школьный возраст обучающихся в начальной школе включает период развития ребенка
• 6-10 лет
69. Набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, используется при разработке
• анкеты
70. Наиболее распространенная методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность, разработана:
• Спилбергом
71. Наличие и характер учебной мотивации школьника предполагает:
• заинтересованность в хорошей оценке
72. Наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний лежат в основе
• интеллектуальной готовности к обучению в школе
73. Направленность личности на мир внутренних объектов называется:
• интроверсиеи
74. Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника
• социальной дезадаптации
75. Недостатки метода рейтинга
• стремление избегать крайних оценок, тенденциозность
76. Новые схемы, диаграммы, алгоритмы, компьютерные программы, развивающие игры и игрушки являются:
• средствами обучения
77. Обеспечивает хранение информации в течении небольшого времени есть:
• кратковременная память
78. Общий принцип отбора диагностических средств для изучения школьного развития предполагает:
• разработку представлений о статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития
79. Общим фактором при подготовке экспериментального исследования и обеспечения благоприятных условий его является:
• исследовательская процедура
80. Оперативное обследование, не требующее использование сложных методик и длительной обработки результатов
• экспресс диагностическое обследование
81. Оперативное обследование, не требующее использования сложных методик и длительной обработки результатов, называется:
• экспресс диагностическим обследованием
82. Описать исследованные факты на языке (знаковой системе), которая обеспечивает пониманием другим людям обозначается термином
• «фиксация фактов»
83. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям, в том числе выявление особенностей темпа деятельности, называется:
• теппинг-тестом
84. Оптимальное время процедуры анкетирования …
• 30 минут
85. Организацию и проведение беседы с учеником целесообразно начать с:
• установления контакта
86. Организация процедуры наблюдения начинается с того, что педагогический психолог
• определяет стороны объекта для наблюдения
87. Организация тренинга заканчивается:
• контролем результатов
88. Организация тренинга начинается с:
• определения умения, которое будет формироваться
89. Основной недостаток опросников заключается в:
• искажение обследуемыми информации о себе
90. Основным требованием к гипотезе является:
• проверяемость
91. Основными вопросами психолого-педагогических исследований являются:
• педагогическая деятельность
• развитие
• учение
92. Отклонения во взаимотношениях ребенка со сверстниками и педагогами лежат в основе нарушений в:
• общении
93. Относительно независимый тест, входящий в структуру другого теста, называется:
• субтестом
94. Отображение свойств изучаемых явлений или их констатация со стороны исследователя может осуществляться:
• прямо или косвенно
95. Педагогический процесс по Г.П. Щедровицкому включает:
• проблемную ситуацию, педагогическую ситуацию и ситуацию отработки
96. Первоклассники с низкой интенсивностью учебной деятельности в области математики относятся к группе с:
• первым типом отставания
97. Первым этапом организации актуализации выделенных переменных в ходе эксперимента является этап
• подбора конкретного материала
98. Переход внешнего материального действия во внутренний, психический план называется:
• интериоризацией
99. По степени осознания условий со стороны испытуемых и близости условий к обычным эксперимент можно подразделить на:
• лабораторный и естественный
100. Поведенческая саморегуляция школьника предполагает:
• контроль за движениями тела (позу, положение рук и ног) при ответах у доски
101. Повышенная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, когда для этого нет причин, — это:
• тревожность
102. Повышенная утомляемость ребенка, пониженный порог чувствительности, неустойчивость настроения, нарушении сна, называются:
• астенизацией нервной системы
103. Под анализом продуктов деятельности школьника подразумевается:
• изучение материализованных результатов психической деятельности учащихся
104. Под комплексом мероприятий по диагностике школьного развития учащихся на разных этапах обучения подразумевается:
• система диагностических минимумов
105. Под старшим дошкольным возрастом подразумевается период развития ребенка 4-6 лет
• до поступления в начальную школу
106. Подготовка подробной инструкции испытуемым и проведение инструктажа относятся к:
• порядку проведения отражения
107. Подростковый возраст включает период развития ребенка
• с 10 до 15 лет
108. Подростковый кризис у школьников характеризуется:
• резкими психологическими изменениями
109. Положение ребенка в системе межличностных отношений в группе (классе) называется:
• психологическим статусом
110. Получение психолого-педагогической и социальной информации с помощью устного опроса лежит в основе
• беседы
111. Понятие «вербальный» в психологии используется для обозначения:
• форм словесного (речевого) материала
112. Понятие «невербальный» в психологии используется для обозначения:
• форм несловесного материала
113. Порядок осуществления фиксации эмпирических данных заканчивается:
• обработкой результатов
114. Порядок осуществления фиксации эмпирических данных начинается с:
• составления вопросника, анкеты или плана беседы
115. После окончания начальной школы целью диагностики является выявление
• степени социально-психологической готовности к дальнейшему обучению
116. Последним этапом организации актуализации выделенных переменных в ходе эксперимента является этап
• актуализации независимой переменной
117. Практика в школьной психодиагностике представляет собой …
• практические действия по постановке психологического диагноза в процессе индивидуального обследования
118. Практическое занятие по выработке конкретных психологических умений и навыков, техник или приемов называется:
• тренингом
119. Предметом школьной психодиагностики является:
• разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза развития школьников на всех этапах обучения
120. Предположение, выдвигаемое как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое последующими экспериментами, называется:
• гипотезой
121. Преобразование и оценка получаемой информации, выполняемое во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства?
• умственная деятельность
122. При подготовке испытуемых к эксперименту необходимо прежде всего проверить:
• умение испытуемых выполнять задание
123. При помощи критериально-ориентированных тестов исследуется:
• владение знаниями и навыками умственных действий
124. Причины недостатков или отклонений в деятельности отдельных лиц или групп с целью устранения этих причин отражаются в:
• психологическом диагнозе
125. Проективная методика, ориентированная на обследование детей на этапе перехода из начального в среднее звено:
• методика сочинений детей на произвольную или заданную тему
126. Произвольность психических процессов школьника можно выяснить при помощи
• опроса педагогов
127. Проникновение в переживания другого человека, постижение его эмоционального состояния, лежат в основе
• эмпатического сопереживания
128. Процесс и результат активного приспособления ребенка к условиям школьной среды лежит в основе
• адаптации
129. Процесс развития самосознания ребенка является:
• механизмом личностного направления роста
130. Процесс установления контакта между активными разнородными субъектами обозначается термином
• «общение»
131. Процесс, в котором действие строится как реакция на действие другого человека, называется:
• коммунальным
132. Процесс, в котором человек приобретает способность к самоорганизации, называется:
• дисциплинарным
133. Процесс, в котором человек устанавливает различие между собой и другими людьми, определяет собственные границы обозначается термином
• «самоутверждение»
134. Проявление каких-либо процессов, состояний в действительности и соответственно их изменение обозначается термином
• «актуализация»
135. Психическое состояние ребенка, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, пассивностью поведения, предопределяет возникновение
• депрессии
136. Психолог относит обследуемого ребенка к группе психически здоровых или имеющих врожденные отклонения в развитии на основе
• первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития школьника
137. Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются:
• способностями
138. Психологический недостаток предполагает:
• отсутствие какой-либо положительной характеристики в личности обследуемого
139. Психологический статус ребенка в школе определяется:
• положением в системе межличностных отношений в группе (классе)
140. Психологическим отклонением считается:
• появление вместо положительных качеств “соответствующих” им отрицательных
141. Развитие мышления школьника можно охарактеризовать тем, что он:
• может связно рассказать о событиях своей жизни
142. Развитие ребенка, которое характеризуется резким снижением контактов с окружающими и слабо развитой речью, — это:
• детский аутизм
143. Развитый уровень речи предполагает:
• связное выражение своих мыслей и наличие достаточного словарного запаса
144. Регистрация КГР, ЭМГ, ЭЭГ относится к методам исследования
• физиологических процессов
145. С учетом двух направлений исторического развития педагогической психологии педагогический психолог решает следующие типы задач:
• коррекции, рекомендации и диагностики
146. Сбор информации об обследуемом при помощи специального вопросника осуществляется методом
• опроса
147. Свойство ребенка преувеличивать роль рассудочных компонентов при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих — это:
• детский интеллектуализм
148. Система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности, называется:
• тестом
149. Система знаний о принципах, методах и процедуре постановки психологического диагноза лежит в основе
• научной теории
150. Скрининговые методы обследования школьника — это психодиагностические методы, позволяющие провести …
• экспресс-диагностику
151. Соблюдение социальных и этических норм школьником заключается в:
• поддержании опрятного внешнего вида в течении дня, дисциплинированности
152. Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности
• личностный опросник
153. Совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния школьника, определяют его:
• психолого-педагогический статус
154. Создание в целях проверки гипотезы необходимых условий (независимых переменных) для проявления изучаемой особенности (зависимой переменной) предполагается в:
• экспериментальном методе
155. Соматическое заболевание — это:
• заболевание телесное, относящееся к телу
156. Сохранение свойств, присущих более раннему возрасту, обусловливают возникновение у школьника
• эмоционально-личностной инфантильности
157. Социальная группа, в которой протекают процессы воспроизводства, воспитания и общения обознается термином
• «семья»
158. Социальная дезадаптация у школьника предполагает:
• нарушение способности к активному приспособлению к условиям социальной среды
159. Способ организации педагогом процесса обучения называется методом
• преподавания
160. Среди способов восстановления целостности, если понимать под ней (целостностью) процесс воспитания можно выделить:
• нравственные нормы, мотивы и привычки
161. Степень точности тестирования и устойчивости получаемых результатов, характеризуют:
• надежность
162. Субъектом отражения в психологическом эксперименте является:
• испытуемый
163. Сформированность важнейших учебных действий у школьника характеризуется:
• способностью выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания
164. Схема структурированного наблюдения особенностей обучения и поведения школьников, осуществляемого в различных учебных целях, называется:
• психолого-педагогической картой
165. Тематические рисуночные тесты «Мой класс», «Моя учительница» используются на этапе
• адаптации учащихся в первом классе
166. Тест Равена в школьной диагностике используется для исследования у детей и подростков
• умственной работоспособности
167. Тесты достижений используются для оценки
• уровня овладения учебными знаниями и навыками
168. Тесты специальных способностей используются для изучения и оценки
• возможностей усвоения знаний, умений и навыков в специальных видах деятельности
169. Указания испытуемому на процессы, подлежащие отражению и способы их осуществления в ходе исследования излагаются в:
• инструкции к методике
170. Усвоение и активное воспроизведение ребенком норм социальной жизни составляет процесс
• социализации
171. Установление связи между внешними объектами и элементами внутреннего мира ученика называется:
• объективацией
172. Устойчивая черта личности ребенка, выражающаяся в готовности нанести ущерб и страдания
• агрессивность
173. Устойчивое эмоциональное состояние школьника:
• в меру переживает за оценки и критические замечания учителя
174. Фиксация данных исследования, как правило сопровождается:
• искажениями и трудностями
175. Фиксация исследовательских данных может осуществляться:
• в письменной форме или на техническом устройстве
176. Характеристика ребенка, в основе которой лежит направленность личности на мир внешних объектов называется:
• экстраверсией
177. Целью диагностики при приеме ребенка в школу является определение
• когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности к обучению
178. Целью диагностики школьников в процессе их адаптации в школьной среде является определение
• степени и особенностей приспособления к новой социальной ситуации в школе
179. Частота фиксации данных в ходе экспериментального исследования обеспечивает:
• высокую достоверность показаний
180. Школьная психодиагностика — отрасль психодиагностики, которая предполагает:
• разностороннее психологическое обследование школьников на разных этапах обучения
181. Школьная психодиагностика проводится с целью
• выявления у школьников возможных отклонений и недостатков в развитии
182. Эффективность анкеты зависит от:
• качества подобранных вопросов
183. Эффективность деятельности преподавателя повышается за счет:
• новой организации обучения
• новых средств обучения
• новых форм обучения