Методика преподавания психологии → тесты с ответами
Ответы на вопросы теста «Методика преподавания психологии»
Раздел «Воспитание и обучение»
Все тесты с ответами ⇔ Тесты по категориям ⇔ Тесты по алфавиту
Общее количество вопросов: 209
1. «Пасторальная программа» активно разрабатывается группой Оксфордских исследователей с:
• конца 70-х годов ХХ века
2. «Пасторальная программа», реализуемая в английских школах, — это так называемая программа …
• курсов, проводимых университетом
3. «Пасторальная программа» задумана как система, формирующая понятие успеха; самоуважение и уважение других; знание себя (оценка своих сильных и слабых сторон); рост уверенности в себе, зрелости и ответственности; способность выражать свои чувства, давать и получать обратную связь; умение наблюдать и фиксировать результаты — то есть ____________________ умения.
• индивидуальные
4. «Пасторальная программа» задумана как система, формирующая самооценку, выстраивание стратегии учения и взаимодействия; вербализацию собственной точки зрения с сохранением способности воспринимать точку зрения другого — то есть умения
• учебные
5. «Пасторальная программа» задумана как система, формирующая способность справляться с каждодневными жизненными задачами; способность планировать, устанавливать приоритеты, контролировать свое время; способность решать задачи; способность принимать решения; способность к переговорам — то есть ____________________ умения.
• управленческие
6. «Пасторальная» программа задумана как система, формирующая понимание того, как работает группа; различение задания и процесса; способность работать совместно, терпимо относиться к другим, поддерживать их, искать их сильные стороны; понимание важности лидерства, выявление различных стилей лидерства; способность получать информацию и делиться ею — то есть ____________________ умения.
• групповые
7. Авторская программа обучения психологии Кэрол Оллред, предназначенная для детей от 5-6 до 11-12 лет, обучающихся в средней школе, именуется как:
• «Positive Action» («Позитивный поступок»)
8. Адресность психотехнической теории, обращенной к психологу-практику как ее «внутреннему персонажу» и релевантной его внутреннему опыту, входит в состав основных отличительных признаков
• «психотехнической теории»
9. Аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, используемый в учебном процессе для хранения, передачи и расширения знания об оригинале, — это:
• учебная модель
10. В процессе преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла предполагается формирование гуманного отношения к природной среде за счет присвоения ценностей:
• экологических
11. В процессе преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла предполагается формирование ориентировки в политической структуре современного общества, правовой и экономической культуре за счет присвоения ценностей:
• социальных
12. В процессе преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла предполагается формирование отношения к культуре, науке, образованию, этике, морали, национальным и этническим особенностям за счет присвоения ценностей:
• социокультурных
13. В процессе преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла предполагается формирование отношения к правам человека, уважения достоинства личности за счет присвоения ценностей:
• гуманистических
14. В рамках гуманистического подхода стремление дать подростку знания «о самом себе» и о способах получения этих знаний — это задача …
• школьного курса «Психология»
15. В рамках гуманистического подхода стремление ознакомить подростка с особенностями организации и механизмами управления человеком собственной психической жизнью — это задача …
• школьного курса «Психология»
16. В рамках гуманистического подхода стремление показать подростку существование целого класса объектов (человеческие феномены), которые интересны сами по себе и живут по определенным законам, — это задача …
• школьного курса «Психология»
17. В рамках гуманистического подхода стремление помочь подростку раскрыть творческие возможности своей личности — это задача …
• школьного курса «Психология»
18. В рамках гуманистического подхода стремление привлечь внимание подростка к психической жизни человека — это задача …
• школьного курса «Психология»
19. В рамках гуманистического подхода стремление сформировать отношение подростка к психической культуре как самоценности — это задача …
• школьного курса «Психология»
20. В рамках гуманитарной парадигмы основным способом познания человека и его «второй природы» выступает:
• понимание
21. В рамках программы «Positive Action» («Позитивный поступок») такие психологические факторы, как чувство времени, талант, энергия, мысли, чувства, действия (поступки), умение использовать деньги и вещи, рассматриваются как:
• «личностные ресурсы»
22. В рамках программы «Positive Action» («Позитивный поступок») формирование понятия «Быть честным по отношению к самому себе» является важнейшей философской линией и смыкается с роджеровской:
• конгруэнтностью
23. В России «Психология» как самостоятельный общеобразовательный предмет впервые была включена в учебные планы средних школ (для учащихся старших классов, т.е. 16-18 лет), начиная с:
• 1906 года
24. В России первый оригинальный опыт систематизации психологических воззрений — книга Михайлова «Наука о душе» — появился в:
• 1796 году
25. Вариативность и гибкость образовательных программ связана с академической самостоятельностью вузов в разработке и реализации образовательно-профессиональных программ и является формой реализации
• диверсификации образовательных учреждений
26. Вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения решаются задачи познавательного и воспитательного характера, — это:
• семинар
27. Включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также регуляция темпа речи — это:
• экстралингвистика
28. Владение выпускником вуза средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их дальнейшему совершенствованию называется:
• специальной компетентностью
29. Выбор задач из всех классификационных групп на основании определения уровня требований учебной задачи к операционному составу познавательной деятельности учеников — это:
• таксация
30. Гибкость и многообразие методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и самого психолога, входит в состав основных отличительных признаков
• «психотехнической теории»
31. Глубокое и детальное исследование в учебном процессе реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства, — это:
• анализ конкретных ситуаций
32. Готовность и способность выпускника вуза к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения, называется:
• социальной компетентностью
33. Деятельность кафедр и администрации вуза по совершенствованию методики, повышению эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, профессионального уровня преподавательского и руководящего состава — это ____________________ работа.
• методическая
34. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания, оказания помощи преподавателям в повышении педагогической квалификации в вузе создается:
• методический кабинет
35. Для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть, в свою очередь, проведено другими методами, а также для резюмирования по определенной теме используется метод
• рассказа
36. Для сообщения новых знаний путем словесного истолкования отдельных понятий и терминов используется метод
• объяснения
37. Документ или комплект документов, определяющий содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня высшего образования, включая всю совокупность образовательных услуг, — это:
• образовательная программа
38. Документ, конкретизирующий содержание и организацию изучения дисциплины, который включает перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия, называется:
• тематическим планом
39. Документ, определяющий научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименование и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий, называется:
• учебной программой
40. Если взаимоотношения «учитель — ученик» строятся на искренности учителя, безоценочном положительном принятии им подростка, эмпатическом понимании, то учитель в общении реализует функцию
• фасилитаторскую
41. Если учитель в общении осуществляет самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности, то он реализует:
• исследовательскую функцию
42. Если учитель дает естественную реакцию как на вербальном, так и невербальном уровне, причем последняя не носит деструктивного характера, то он в общении реализует функцию
• искренности
43. Если учитель не произносит общие слова, не обсуждает личные переживания ученика вообще, а разговор в классе носит форму свободного диалога, то он в общении реализует функцию
• конкретности
44. Если учитель обладает глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями, а также способен вовлечь подростка в сферу своих интересов, то он в общении реализует функцию
• экспертную (консультативную)
45. Задание, направленное не столько на проверку усвоения учебного материала учащимся, сколько на выявление внутренних факторов успеха (неудач) его выполнения, уровня и динамики развития обучающихся, называется:
• контрольно-диагностическим
46. Заинтересованность, озабоченность интересами обучаемого, своеобразная избирательная психологическая обращенность, «повернутость» к нему и, следовательно, столь же избирательное служение его интересам — это:
• центрация
47. Знание, которое возникает не в результате работы с понятиями, а непосредственно в учебной ситуации, которая обсуждается в группе, где ведется разговор о чувствах по поводу ситуации, возможных последствиях действии в заданной ситуации, называется знанием
• экспериментальным
48. Идеи русской философии, а именно философии русского космизма, выступают в школьном курсе психологии в качестве
• методологической основы
49. Идеи человекознания выступают в школьном курсе психологии в качестве
• общего контекста
50. Изображение с пленки, получаемое фотографическим способом (диафильмы, диапозитивы, заключенные в рамки), проецируют:
• диапроекторы
51. Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется:
• компетентностью
52. Индивидуальные способы деятельности, значимые для личности в системе отношений, групповые (связанные с необходимостью жить и работать в группе) и управленческие (связанные с вопросами самоорганизации личностью своей жизнедеятельности) — все это в Пасторальной программе составляет …
• линии развития умений
53. Использование методов самой науки (в частности, методов наблюдения и эксперимента) в качестве методов обучения при изучении психологии получило название:
• экспериментального метода
54. Качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.), — это качества …
• профессионально важные
55. Комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений субъекта — это:
• психологическая культура
56. Комплекс зданий, сооружений, материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения выполнения возложенных на вуз задач, — это:
• учебно-материальная база
57. Компоненты содержания учебника, связанные с решением проблемных задач и поиском ответов на проблемные вопросы, называются:
• творческими
58. Компоненты содержания учебника, связанные с яркостью изложения, изобразительностью, жизненностью решаемых проблем, называются:
• эмоционально-ценностными
59. Компьютерные программы, ориентированные на обучение решению задач и реализующие непрямое управление, называются:
• программами проблемного обучения
60. Компьютерные программы, ориентированные на усвоение понятий и работающие в режиме, близком к программированному обучению, называются:
• наставническими
61. Компьютерные программы, предназначенные преимущественно для закрепления умений и навыков, называются:
• тренировочными
62. Компьютерные программы, разработанные, как правило, в режиме игры, называются:
• имитационными и моделирующими
63. Курс «Positive Action» (Позитивный поступок), разрабатываемый коллективом исследователей под руководством Кэрол Оллред, — это так называемая программа …
• авторских учебных курсов
64. Лекции, обеспечивающие логику и цельность курса посредством изложения главных, узловых вопросов психологии, называются:
• учебно-программными
65. Лекции, призванные восстановить ранее приобретенные студентами знания, а также помочь им организовать свою самостоятельную работу по изучению психологии, подготовить их к восприятию более сложных проблем, называются:
• установочными
66. Лекции, читаемые на заключительном этапе изучения психологии, чаще перед экзаменационной сессией, в которых дается лишь краткий обзор изученного материала, называются:
• обзорно-итоговыми
67. Лекции, читаемые по новым или малоразработанным проблемам психологии, часто остро дискуссионным, называются:
• спецкурсами
68. Личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, что присутствует во мне или в чем присутствую «Я», входит в состав основных отличительных признаков
• «психотехнической теории»
69. Метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса, называется:
• дискуссией
70. Метод обучения, в ходе которого основное внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях, моделирующих определенный фрагмент учебной деятельности, называется:
• деловой игрой
71. Метод обучения, в ходе которого предметом освоения «в лицах» выступают закономерности межличностного общения, стратегии поведения в конфликтных ситуациях, называется:
• ролевой игрой
72. Метод обучения, который представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению по ней, называется:
• групповой дискуссией
73. Методические средства управления процессом усвоения, подготовленные преподавателем для использования в ходе учебного занятия и растиражированные в количестве, необходимом для обеспечения ими каждого обучаемого, — это:
• печатный раздаточный материал
74. Многоступенчатость профессиональной подготовки кадров связана с академической самостоятельностью вузов в разработке и реализации образовательно-профессиональных программ и является формой реализации
• диверсификации образовательных учреждений
75. Многоуровневость образования связана с академической самостоятельностью вузов в разработке и реализации образовательно-профессиональных программ и является формой реализации
• диверсификации образовательных учреждений
76. Многофункциональность учебных заведений связана с академической самостоятельностью вузов в разработке и реализации образовательно-профессиональных программ и является формой реализации
• диверсификации образовательных учреждений
77. Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления, — это:
• интроспекция
78. Наличие у обучающихся определенного опыта учебно-познавательной деятельности, сформированность основных учебных навыков и прежде всего умения самостоятельно добывать знания являются признаками
• лекционно-семинарской системы
79. Научить учеников самостоятельно превращать любую жалобу в запрос, ставить задачи саморазвития и искать средства их решения — такова задача
• курса «Психология саморазвития»
80. Обеспечение психологической безопасности работы группы за счет обязательного включения наряду с рефлексивными, дискуссионными процедурами, нерефлексивных процедур выступает в качестве одного из основных методических условий реализации
• «Психологии саморазвития»
81. Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, — это:
• социально-психологический тренинг
82. Обмен опытом в интересах отработки единой методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов — это:
• методические занятия
83. Обобщения особого рода, которые уже по своему происхождению представляют собой универсальные «способы совместной деятельности» психолога и клиента по преодолению психологических затруднений в интересах достижения гуманистических идеалов, — это:
• «психотехническая теория»
84. Обсуждая базовые (ядерные) ситуации, которые были взяты из разного рода литературы или которые были искусственно созданы в группе, а также свои чувства, мысли по их поводу, участники «Пасторальной программы» осуществляют:
• «личностный трансфер»
85. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности, включающие в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, определяет:
• государственный образовательный стандарт
86. Общий контроль за содержанием подготовки специалистов-психологов в вузах осуществляет:
• учебно-методическое объединение
87. Общую характеристику специальности, содержащую номер и дату приказа Министерства образования РФ, утвердившего данную специальность; название квалификации выпускника с указанием нормативного срока ее освоения; квалификационную характеристику выпускника, определяет:
• государственный образовательный стандарт
88. Овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышление; психологический анализ; овладение психологическими понятиями; решение психологических задач; конструирование психологической реальности, генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней в процессе изучения психологии составляет:
• предмет учебной деятельности
89. Один из видов учебной работы, направленный на углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования, — это:
• практические занятия
90. Одна из основных форм представления учебного материала, включающая следующие компоненты: предметную область; известные и неизвестные отношения, которые связывают объекты предметной области; требование задачи, т.е. то, что необходимо установить в результате ее решения, — это:
• учебная задача
91. Одновременное развитие различных типов высших учебных заведений: институтов, академий, университетов (как государственных, так и негосударственных) — это:
• диверсификация образовательных учреждений
92. Определенные явления действительности, имеющие высокое человеческое, социальное и культурное значение, закрепленное в общественном сознании, — это:
• ценность
93. Организация и проведение в вузе всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля — это ____________________ работа.
• учебная
94. Освоить познавательные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания, к разным видам эвристик; рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста, позволяют обучаемым задачи
• рефлексивные
95. Особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами и фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта — это:
• паралингвистика
96. Особый способ введения в предмет — через генетически-исходное понятие, потенциально содержащее всю систему понятий, описывающих этот предмет, выступает в качестве одного из основных методических условий реализации
• «Психологии саморазвития»
97. Особый тип взаимодействия с самим собой, меняющимся в ходе обучения, на основе освоения всего арсенала средств обнаружения, фиксации и обсуждения содержания Я-концепции, выступает в качестве одного из основных методических условий реализации
• «Психологии саморазвития»
98. Особый тип взаимодействия со сверстниками, обеспечиваемый такой организацией совместной работы учащихся, при которой между партнерами распределяются разные точки зрения на обсуждаемую проблему, выступает в качестве одного из основных методических условий реализации
• «Психологии саморазвития»
99. Особый, непродуктивный тип взаимодействия со взрослым, учителем, от которого ученик не ожидает готовых решений и образцов, но умеет инициировать сотрудничество с учителем, выступает в качестве одного из основных методических условий реализации
• «Психологии саморазвития»
100. Осуществление вузом фундаментальных и прикладных исследований по актуальной тематике — это ____________________ работа.
• научная
101. Осуществлять действия по созданию и демонстрации кино- и видеоматериалов позволяют:
• аппараты динамической проекции
102. Отечественных специалистов-психологов стали готовить на отделениях психологии при философских факультетах ряда университетов, начиная с:
• 1946 года
103. Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми, — это:
• самосознание
104. Отношение индивида к самому себе, включающее: а) представление о своей индивидуальности; б) определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций; в) определенную самооценку и самоуважение, называется:
• «Я-концепция»
105. Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, — это:
• содержание образования
106. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании значимых образов — это:
• фасилитация
107. Подготовленность учебного знания к включению в процесс образования, мера его «педагогической адаптированности» — это:
• «дидактическая форма»
108. Подход, который исходит из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, изначально представляющего собой живую связь и целостность, — это:
• описательная психология
109. Подход, ориентированный на требования и познавательные средства естествознания и стремящийся объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как химия и физика объясняют строение мира телесного, — это:
• объяснительная психология
110. Позитивные изменения субъекта деятельности в реальных формах активности, побуждаемые интересами и потребностями профессионального совершенствования, — это:
• личностный рост
111. Познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции, привнесение «человеческого измерения» во все сферы общественной жизни — это:
• Гуманитарная познавательная парадигма
112. Положение о том, что каждый человек живет и в Природе, и в Обществе, и вне природы, также как и вне общества, существовать не может, выступает в школьном курсе психологии в качестве
• главной идеи
113. Положение содержания отечественной Программы школьного курса психологии о том, что каждый человек уникален и, соответственно, все люди разнообразны задает ____________________ смысловую линию.
• вторую
114. Положение содержания отечественной Программы школьного курса психологии о том, что человек все время развивается и в этом смысле он становится субъектом общественно-исторического процесса, задает ____________________ смысловую линию.
• третью
115. Положение содержания отечественной Программы школьного курса психологии о том, что человек не единственное существо, которое обладает разумом, задает ____________________ смысловую линию.
• первую
116. Положение содержания отечественной Программы школьного курса психологии о том, что человек не может жить вне человеческой культуры, вне освоения, накопления, развития этой культуры, задает ____________________ смысловую линию.
• четвертую
117. После революции психологическое образование как компонент общего среднего образования существовало в советской школе в период с:
• 1947 по 1959 годы
118. Построение в сознании подростка более или менее целостного видения мира и видения человека, который в этом мире живет, выступает в школьном курсе психологии в качестве
• главной цели
119. Построение системы воспитательных мероприятий таким образом, чтобы она имела ориентацию на проблемы человека и человечества, — это:
• психологизация процесса воспитания
120. Практичность как выражение направленности не на внешний по отношению к исследователю объект, а на «работу с объектом», входит в состав основных отличительных признаков
• «психотехнической теории»
121. Преобладающее использование принятых в данной профессиональной области способов задания предмета труда, приемов анализа профессиональных ситуаций, путей решения проблемных задач и принятия профессиональных решений — это:
• профессиональный тип (склад) мышления
122. Преподавание психологии в школах Запада, рассчитанное на короткий интервал учебного времени (от 2-х недель до 6 месяцев) и имеющее прагматически ориентированную идеологию, — это так называемая программа …
• разработки экспресс-курсов
123. При закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний, результатов наблюдения за феноменами психологической культуры, вопросов, требующих уточнения или подробного выяснения, применяется метод
• беседы
124. Проверка и оценка подготовленности выпускников, соответствия их подготовки требованиям государственных образовательных стандартов, решение вопроса о присвоении выпускникам квалификации (степени) по специальности и о выдаче им дипломов, — это:
• государственная итоговая аттестация
125. Проверка качества усвоения учебного материала в интересах стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий, — это:
• текущий контроль
126. Проектирование, разработка и использование основных способов и средств представления содержания образования в учебно-воспитательном процессе — это:
• методическое обеспечение
127. Прослушивать музыкальные произведения, записи выступлений живых участников событий, фрагменты лекций и докладов известных ученых, подлинные голоса животных и птиц и многое другое позволяют:
• аудиальные аппараты
128. Профессиональный контакт преподавателя с учащимися, направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений, — это:
• педагогическое общение
129. Профильная дифференциация конкретного направления подготовки специалиста с учетом его профессиональных интересов и возможностей вуза называется:
• специализацией
130. Процесс использования нового типа научности (гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого) — это:
• гуманизация образования
131. Психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии — это:
• А.П. Нечаев
132. Психологическая реальность школьника выступает в школьном курсе психологии
• объектом изучения
133. Развитие ребенка, поддержание его устремлений и зрелости, поощрение достижения ответственной автономии — это:
• цель «Пасторальной программы»
134. Рассмотрение значимых затруднений, которые возникают в реальной (или модельной) деятельности обучаемого в качестве исходного момента процесса педагогического взаимодействия преподавателя и студента, — это:
• деятельностный подход
135. Русский психолог и философ, основатель и первый директор Психологического института при Московском университете, автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии и логике для высших и средних учебных заведений — это:
• Г.И. Челпанов
136. С некоторыми перерывами «Психология» как предмет в средних учебных заведениях существует в Европе, начиная с:
• 1811 года
137. Связь учебного знания с той или иной сферой человеческого опыта и духовной культуры — это:
• «культурное наполнение»
138. Семинар, для участия в котором приглашаются специалисты-ученые, деятели искусства, представители общественных организаций, с которыми студенты обмениваются информацией, называется:
• семинар — круглый стол
139. Семинар, который проводится на основе заранее разработанного плана, по вопросам которого готовится вся учебная группа, с обсуждением доклада, называется:
• семинар — развернутая беседа
140. Семинар, на обсуждение которого выносятся, как правило, 1-2 письменных реферата, посвященных какой-либо психологической проблеме, называется:
• семинар — обсуждение письменных рефератов
141. Семинар, на обсуждение которого выносятся, как правило, 2-3 вопроса и в соответствии с ними создаются дискуссионные группы — по две на каждый вопрос, называется:
• семинар «малых полемических групп»
142. Семинар, по каждому вопросу которого преподавателем назначается группа обучаемых (3-4 человека) в качестве экспертов, которые всесторонне изучают проблему, называется:
• семинар — пресс-конференция
143. Система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых, — это:
• гуманитаризация образования
144. Система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют студентам усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства, — это:
• учебная дисциплина
145. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала, — это:
• государственный образовательный стандарт
146. Система подготовки специалистов, ориентированная на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств, и его адаптацию к особенностям избранной сферы труда, — это:
• профессиональное образование
147. Система последовательных и взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования, — это:
• метод обучения
148. Система правил, парадигма смыслов, которая реализуется в виде объективированных текстов, — это:
• язык культуры
149. Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, — это:
• учебник
150. Систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило теоретического характера, — это:
• лекция
151. Создание возможностей для получения учеником определенного опыта, дальнейшего группового обсуждения наиболее важных моментов, а также для обобщения (абстракции) данного опыта с целью использования в последующем обучении — все это составляет …
• методическую базу «Пасторальной программы»
152. Создание на экране изображения с непрозрачного носителя, что делает возможным использование в качестве средств наглядности иллюстраций из книг, открыток, фотографий, обеспечивают:
• приборы эпипроекции
153. Составная часть образовательной деятельности вуза, направленная на формирование личности выпускника, — это ____________________ работа.
• воспитательная
154. Специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия и отношения предметом специального рассмотрения и практического преобразования, — это:
• рефлексия
155. Способность выпускника вуза к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности называется:
• индивидуальной компетентностью
156. Средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация, — это:
• технические средства обучения
157. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника, максимальный объем учебной нагрузки, общий объем каникулярного времени в учебном году определяет:
• государственный образовательный стандарт
158. Стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков, — это:
• тесты
159. Субъектность познания, обусловленная заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности, входит в состав основных отличительных признаков
• «психотехнической теории»
160. Такие компоненты содержания учебника, как задания на осуществление предметно-познавательных и практических действий, называются:
• репродуктивными
161. Такие компоненты содержания учебника, как лексика, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания, называются:
• информативными
162. Такие элементы-качества психологической проницательности (по А.А. Борисовой), как активность, гибкость мышления, развитый анализ и синтез, владение речью, обобщенный опыт общения с людьми, соответствуют:
• уровню вербально-логического мышления
163. Такие элементы-качества психологической проницательности (по А.А. Борисовой), как гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевые черты характера, соответствуют:
• уровню личностных характеристик
164. Такие элементы-качества психологической проницательности (по А.А. Борисовой), как наблюдательность за людьми, способность по внешним проявлениям правильно понимать чувства и мысли людей, эмоциональная отзывчивость, соответствуют:
• сенсорно-перцептивному уровню
165. Такие элементы-качества психологической проницательности (по А.А. Борисовой), как образная память, владение языком, мимикой, жестами и т.п., соответствуют:
• уровню представлений
166. Твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся, стабильное расписание — является признаками
• классно-урочной системы
167. Творческий акт, в котором процесс развития обучаемого направлен на воспроизведение исторически оформившихся человеческих свойств, способностей и способов поведения через освоение культурных ценностей и модели культуры в целом, — это:
• метод чтения вслух
168. Теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение, называется:
• таксономией
169. Тестовые задания, в которых из четырех данных положений нужно выбрать одно правильное, — это задания на …
• выбор из альтернативных вариантов
170. Тестовые задания, в которых обучаемый из двух утверждений выбирает одно правильное, — это задания на …
• акцептный выбор
171. Тестовые задания, в которых обучаемый приводит во взаимное соответствие три понятия и три раскрывающих их формулировки, — это задания на …
• установление соответствия между понятиями и определениями
172. Тестовые задания, в которых обучаемый упорядочивает последовательность ряда представленных в задании факторов, — это задания на …
• построение однопараметрической последовательности
173. Тестовые задания, в которых осуществляется выявление одного правильного положения (числа, даты) из приведенных десяти вариантов формулировки, — это задания на …
• выбор из хаоса
174. Тестовые задания, в которых предлагается из двух рядов слов (по три слова в каждом) выбрать два таких, сочетание которых составляет целостное понятие, — это задания на …
• сложный выбор
175. Тестовые задания, в которых предлагается указать, какие из перечисленных шести положений имеют отношение к заданному в условии научному положению, — это задания на …
• классификацию
176. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки с указанием числа учебных часов, отводимых на освоение учебных дисциплин, определяет:
• государственный образовательный стандарт
177. Требования к созданию основной образовательной программы подготовки выпускника по профессии и условиям ее реализации, учитывающие права высших учебных заведений на самостоятельность, определяет:
• государственный образовательный стандарт
178. Требования к уровню подготовки абитуриента с учетом предшествующего уровня его образования определяет:
• государственный образовательный стандарт
179. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности, изложенные в операциональной форме, что позволяет проверить выполнение задач профессиональной деятельности выпускника, определяет:
• государственный образовательный стандарт
180. Требования о том, что преподавание психологии должно быть: 1) поставлено на строго фактическую почву; 2) носить демонстрационный характер; 3) вызывать самодеятельность учащихся; 4) сопровождаться рядом соответствующих практических упражнений; 5) исключать направленность на обширность учебного курса, сформулированы
• А.П. Нечаевым
181. Умение центрироваться так, чтобы в ситуациях выбора быть согласным со своим подлинным «Я», — это:
• конгруэнтность
182. Усиление психологического аспекта в преподавании других дисциплин и организация методической работы с преподавателями других профилей на основе закономерностей психологии обучения — это:
• психологизация процесса обучения
183. Устойчивое соотношение числа обучаемых с числом преподавателей и вытекающая из этого специфика педагогического взаимодействия — это:
• форма организации педагогического процесса
184. Учебник, рассчитанный на конкретную аудиторию, отвечающий требованиям государственных образовательных стандартов, что не мешает ему выражать некоторую оригинальность авторского замысла и концептуальную самостоятельность, называется:
• авторским
185. Учебник, создаваемый автором в соответствии с собственной учебной программой, отличающейся от примерной учебной программы, рекомендованной Министерством образования, называется:
• альтернативным
186. Учебник, соответствующий установившимся традициям классической педагогики, имеющий энциклопедический или монографический характер, реализующий прежде всего информационную функцию, называется:
• конвенциональным
187. Учебник, состоящий из двух компонентов: инвариантного, обеспечивающего знаниями, необходимыми каждому обучаемому независимо от его интересов; варьируемого, предполагающего расширение возможностей профессионального и личностного развития обучаемых в некоторых направлениях, называется:
• вариативным
188. Учебные курсы с использованием учебников классического образца «Understanding psychology» («Введение в психологию») и «Psychology» («Психология») — это так называемая программа …
• традиционно построенных учебных курсов
189. Учет и использование закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, — это:
• возрастной фактор
190. Фаза развития группы СПТ, в ходе которой изменение социальных установок и ценностных ориентаций в референтных группах неминуемо приводит к изменению индивидуальных характеристик членов этих групп, называется фазой
• «референтных отношений»
191. Фаза развития группы СПТ, в ходе которой сообщаются цели и задачи, стоящие перед участниками, вырабатываются правила группового поведения, обсуждаются процедурные и методические аспекты, называется фазой
• «установочной»
192. Фаза развития группы СПТ, когда группа уже сложилась в некую общность со своей структурой взаимоотношений, симпатиями и антипатиями, эмоциональными и интеллектуальными связями, называется фазой
• «структурирования и интеграции»
193. Фаза развития группы СПТ, которая предполагает ориентацию участников тренинга в ситуациях общения и в содержании предложенной формы совместной деятельности, называется фазой
• «ориентации»
194. Фаза развития группы СПТ, направленная на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и развитие климата максимального психологического доверия, называется фазой
• «конфронтации»
195. Фильмы, специально созданные в качестве средств обучения, а также научно-популярные, технико-пропагандистские, хронико-документальные фильмы, используемые в учебном процессе, — это:
• учебное кино
196. Форма методической работы в вузе, в ходе которой подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые взгляды по основным вопросам образования, проводятся методические занятия, даются указания по реализации новых требований, называется:
• учебно-методическими сборами
197. Форма методической работы в вузе, направленная на обсуждение и решение конкретных вопросов образовательного процесса: методики проведения практики, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин, — это:
• методические совещания
198. Форма методической работы в вузе, направленная на практическую проверку научных рекомендаций в области высшего образования, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, достижений педагогической науки и практики, — это:
• педагогические (методические) эксперименты
199. Форма методической работы в вузе, направленная на рассмотрение результатов научных исследований по проблемам образования, путей дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросов внедрения новых технологий, методов и средств обучения, — это:
• научно-методические конференции и семинары
200. Формирование в мировоззрении подростка картины мира, позволяющей развиваться его личности в гуманистическом ключе, — это задача …
• школьного курса «Психология»
201. Функция лекции, связанная с выработкой отношения к жизни человека и общества, объективной оценкой событий и явлений в жизни страны и за ее пределами, называется:
• воспитательной
202. Функция лекции, связанная с изложением конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублением и закреплением психологических знаний, ориентированием на научный поиск по актуальным проблемам, называется:
• методической
203. Функция лекции, связанная с изложением учебного материала по программе, восполнением разрыва между учебником и жизнью, ориентированием на новое в психологической литературе, называется:
• информационно-познавательной
204. Функция лекции, связанная с формированием научного миросозерцания, точнее — определением его общего идейно-теоретического направления, называется:
• мировоззренческой
205. Функция лекции, связанная с формированием творческого мышления студентов, вооружением их принципами и методами научного исследования, называется:
• логико-методологической
206. Целостная методическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения, — это:
• электронный учебный курс
207. Ценностная ориентация на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы и т.п., в отличие от критериев «объективности», характерных для «академической» психологии, входит в состав основных отличительных признаков
• «психотехнической теории»
208. Центральной смысловой линией курса К. Оллред «Positive Action» («Позитивный поступок»), которую могут усвоить дети, является проблема
• самопонимания
209. Частная дидактика, т.е. теория обучения определенной учебной дисциплине, — это:
• методика преподавания