Объект и предмет библиотековедения

Лекция 2.

Раздел библиотечный фонд – это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с комплектованием, организацией библиотечных фондов и управлением ими.

Раздел библиотечный каталог – это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с созданием и формированием информационно-поисковых систем, как средства интеллектуального доступа читателей к информации.

Раздел библиотечно-информационное обслуживание — это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с обеспечением предоставления физического доступа к источникам информации.

Раздел библиотечный маркетинг — это дисциплина, изучающая библиотечное дело как объект управления.

Раздел история библиотечного дела – это дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития библиотечного дела.

Раздел технические средства библиотечной работы – это дисциплина, изучающая материально-технические основы функционирования библиотечного дела, начиная с механического оборудования, и заканчивая средствами компьютеризации библиотек.

  1. Объект и предмет библиотековедения.

Объект науки – это то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности (то, на что направлено изучение).

Предмет науки – это часть, или аспект объекта, изучаемого данной наукой.

Проблема объекта и предмета библиотековедения дискуссионная. Разработка этих определений велась с конца 19 века, но до 70-80ых годов 20ого века объект и предмет библиотековедения не разграничивались. Лишь в 1976 году библиотековедом Черняком было предложено развести эти понятия.

В 70-80 годы высказывались разные точки зрения на объект библиотековедения:

  • Выявление и исследование закономерностей, принципов формирования и развития библиотечных систем.
  • Взаимодействие библиотек.

И т.д.

Существовало 6 концепций предмета библиотековедения:

· Эпистемологическиая  =  суть библиотечного дела есть оперирование знаниями

· Функционально-технологическая = библиотечное дело это совокупность процедур комплектования фондов, обслуживания читателей.

· Социально-функциональная = библиотечное дело это область информации культурно-просветительской и образовательной деятельности.

· Институциональная = библиотечное дело это совокупность библиотек, находящихся на определённой территории.

· Информационная = библиотечное дело – одна из областей информационной деятельности.

· Документалистская = библиотечное дело — это подсистема документных коммуникаций.

Все эти концепции верны, но не полны и односторонни. С конца 20ого века, в связи с распространением системного подхода в науке, стали говорить о системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Этот подход даёт наиболее полное представление об объекте библиотековедения.

Впервые системный объект был предложен Карташовым и Скворцовым.

С их  точки зрения объект библиотековедения это триада, или система, состоящая из 3 элементов:

· Информация в виде публикаций.

· Читатель.

· Библиотека.

Предмет библиотековедения – это обеспечиваемое библиотеками, массовое по масштабам явление, индивидуальное по формам реализации, взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций.

Столяров тоже не мог остаться в стороне и выдал свои версии предмета и объекта:

Объект по Столярову: библиотека это система из 4 элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, персонала и материально-технической базы.

Предмет библиотековедения по Столярову:  это отношения и взаимосвязи элементов системного объекта класса «Библиотека» между собой и с внешним окружением.

Концепция объекта библиотековедения Столярова на сегодняшний день является наиболее разработанной, доказанной и признаётся большинством библиотековедов.

Однако, предмет библиотековедения обозначают несколько иначе: предмет библиотековедения – это теория, история, организация, технология и методика библиотечной деятельности.

Однако, в последнее время выдвигаются предложения о необходимости переосмысления объекта. Например, Леонов считает, что объектом является библиотечный процесс. Петербургские учёные считают что объект это библиотечная деятельность. Милентьева считает, что объект это эволюция библиотеки в пространстве и времени, а предмет это временной отрезок, изучаемый в определённый момент.

 

Тема: Концепции библиотековедения.

  1. Сущность концепции библиотековедения.

Концепция это: система взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания и трактовки предметов, явлений процессов, основная точка зрения на предмет.

В библиотековедении выделяют 6 концепций научного познания:

· Основные:

  •  Формально-техническая (Шреттингер, Хавкина).

Была характерна до 50 годов 20 века. Основная концепция: библиотечное дело – это область практической деятельности по формированию фондов. Библиотековедение занимается вопросами усовершенствованием технологически процессов, организацией библиотечного фонда и обустройством библиотеки.

  • Документалистская (Столяров и Терёшин).

Господствовала в первой половине 20 века и часть 2ой половины. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателей и документа, опосредованного библиотеками. Главная идея: библиотека имеет дело с документами. Объект библиотековедения – библиотека. Предмет – взаимодействие читателя и документа.

  • o Информационная (Скворцов, Карташов).

Существует с 60ых годов 20 века. Во главу ставится не документ, а информация. Сущность библиотековедения: теоретическое отражения взаимодействия читателя с информацией в виде коммуникации, опосредованного библиотекой.  Библиотековедение – это часть информационной деятельности, частный раздел информатики.  Основная функция библиотеки – информационная. Объект и предмет библиотековедения – триада Карташова и Скворцова.

  • Когнитивная (Астапов).

Библиотека является подсистемой когнитивной деятельности (деятельности знаний). Основная функция библиотеки – когнитивная (познавательная). Сущность библиотековедения – в том, что это наука о знаниях. И знания же являются объектом библиотековедения. Именно со знаниями, а не с информацией и документом, имеет дело библиотека. Задача библиотековедения: обеспечить управление знаниями в библиотеке и эффективное распространение знаний в обществе.

· Второстепенные:

  • Процессная (Леонов).
  • Понимающая (Слободянин)
Читайте также:
Библиотековедение экзамен → ответы 2
Пожалуйста, сделайте репост, поделитесь с друзьями!
ЗНАЙКА
5 1 голос
Рейтинг статей
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарии
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Моя корзина