Лекция 2.
Раздел библиотечный фонд – это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с комплектованием, организацией библиотечных фондов и управлением ими.
Раздел библиотечный каталог – это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с созданием и формированием информационно-поисковых систем, как средства интеллектуального доступа читателей к информации.
Раздел библиотечно-информационное обслуживание — это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с обеспечением предоставления физического доступа к источникам информации.
Раздел библиотечный маркетинг — это дисциплина, изучающая библиотечное дело как объект управления.
Раздел история библиотечного дела – это дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития библиотечного дела.
Раздел технические средства библиотечной работы – это дисциплина, изучающая материально-технические основы функционирования библиотечного дела, начиная с механического оборудования, и заканчивая средствами компьютеризации библиотек.
- Объект и предмет библиотековедения.
Объект науки – это то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности (то, на что направлено изучение).
Предмет науки – это часть, или аспект объекта, изучаемого данной наукой.
Проблема объекта и предмета библиотековедения дискуссионная. Разработка этих определений велась с конца 19 века, но до 70-80ых годов 20ого века объект и предмет библиотековедения не разграничивались. Лишь в 1976 году библиотековедом Черняком было предложено развести эти понятия.
В 70-80 годы высказывались разные точки зрения на объект библиотековедения:
- Выявление и исследование закономерностей, принципов формирования и развития библиотечных систем.
- Взаимодействие библиотек.
И т.д.
Существовало 6 концепций предмета библиотековедения:
· Эпистемологическиая = суть библиотечного дела есть оперирование знаниями
· Функционально-технологическая = библиотечное дело это совокупность процедур комплектования фондов, обслуживания читателей.
· Социально-функциональная = библиотечное дело это область информации культурно-просветительской и образовательной деятельности.
· Институциональная = библиотечное дело это совокупность библиотек, находящихся на определённой территории.
· Информационная = библиотечное дело – одна из областей информационной деятельности.
· Документалистская = библиотечное дело — это подсистема документных коммуникаций.
Все эти концепции верны, но не полны и односторонни. С конца 20ого века, в связи с распространением системного подхода в науке, стали говорить о системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Этот подход даёт наиболее полное представление об объекте библиотековедения.
Впервые системный объект был предложен Карташовым и Скворцовым.
С их точки зрения объект библиотековедения это триада, или система, состоящая из 3 элементов:
· Информация в виде публикаций.
· Читатель.
· Библиотека.
Предмет библиотековедения – это обеспечиваемое библиотеками, массовое по масштабам явление, индивидуальное по формам реализации, взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций.
Столяров тоже не мог остаться в стороне и выдал свои версии предмета и объекта:
Объект по Столярову: библиотека это система из 4 элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, персонала и материально-технической базы.
Предмет библиотековедения по Столярову: это отношения и взаимосвязи элементов системного объекта класса «Библиотека» между собой и с внешним окружением.
Концепция объекта библиотековедения Столярова на сегодняшний день является наиболее разработанной, доказанной и признаётся большинством библиотековедов.
Однако, предмет библиотековедения обозначают несколько иначе: предмет библиотековедения – это теория, история, организация, технология и методика библиотечной деятельности.
Однако, в последнее время выдвигаются предложения о необходимости переосмысления объекта. Например, Леонов считает, что объектом является библиотечный процесс. Петербургские учёные считают что объект это библиотечная деятельность. Милентьева считает, что объект это эволюция библиотеки в пространстве и времени, а предмет это временной отрезок, изучаемый в определённый момент.
Тема: Концепции библиотековедения.
- Сущность концепции библиотековедения.
Концепция это: система взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания и трактовки предметов, явлений процессов, основная точка зрения на предмет.
В библиотековедении выделяют 6 концепций научного познания:
· Основные:
- Формально-техническая (Шреттингер, Хавкина).
Была характерна до 50 годов 20 века. Основная концепция: библиотечное дело – это область практической деятельности по формированию фондов. Библиотековедение занимается вопросами усовершенствованием технологически процессов, организацией библиотечного фонда и обустройством библиотеки.
- Документалистская (Столяров и Терёшин).
Господствовала в первой половине 20 века и часть 2ой половины. Сущность библиотековедения сводилась к изучению взаимодействия читателей и документа, опосредованного библиотеками. Главная идея: библиотека имеет дело с документами. Объект библиотековедения – библиотека. Предмет – взаимодействие читателя и документа.
- o Информационная (Скворцов, Карташов).
Существует с 60ых годов 20 века. Во главу ставится не документ, а информация. Сущность библиотековедения: теоретическое отражения взаимодействия читателя с информацией в виде коммуникации, опосредованного библиотекой. Библиотековедение – это часть информационной деятельности, частный раздел информатики. Основная функция библиотеки – информационная. Объект и предмет библиотековедения – триада Карташова и Скворцова.
- Когнитивная (Астапов).
Библиотека является подсистемой когнитивной деятельности (деятельности знаний). Основная функция библиотеки – когнитивная (познавательная). Сущность библиотековедения – в том, что это наука о знаниях. И знания же являются объектом библиотековедения. Именно со знаниями, а не с информацией и документом, имеет дело библиотека. Задача библиотековедения: обеспечить управление знаниями в библиотеке и эффективное распространение знаний в обществе.
· Второстепенные:
- Процессная (Леонов).
- Понимающая (Слободянин)