Лекция 3.
Тема: Методология библиотековедения.
1. Соотношение понятий «методология», «методология библиотековедения», «научная методика библиотековедения», «метод».
Методология – это система наиболее общих исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а так же учение об этой системе. Свод правил и норм, которыми следует руководствоваться в своих изысканиях.
Методология изучает законы, закономерности, принципы, функции познания, видовую классификацию, методы исследования, научные подходы и концепции.
Методология библиотековедения: это область библиотечной науки, которая изучает принципы, функции, способы познания библиотечного дела, разрабатывает теории, изучает общие и частные методы научных библиотековедческих исследований, подходы к изучению различных объектов библиотечного дела.
Методология библиотековедения базируется на 3 основаниях:
- На философских основах познания, в частности на гносеологии, которая разрабатывает всеобщие законы познания мира и окружающей действительности:
§ Например, закона перехода количественных изменений в качественные.
§ Закон «отрицания отрицания» (или «развитие по спирали») – это значит, что «всё уже было», просто мы изучаем/берём это на более высоком уровне.
§ Закон единства и борьбы противоположностей (когда развитие идёт в результате противоречия).
- На науке «логика», на основных законах которой должны базироваться все научные теории и исследования (например, построение классификаций).
- На специфических для библиотековедения законах и принципах.
В совокупности эти три основания составляют общую и частную методологии библиотековедения.
Основное ядро и содержание методологии библиотековедения составляют философские и логические законы, принципы, категории, а так же закономерности и принципы библиотековедения и некоторых смежных наук.
Научная методика библиотековедения это совокупность методов исследования, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем.
Метод — это система правил и приёмов подхода к изучению явлений и предметов библиотечного дела, способ достижения научной цели, определённый образ действий, направленный на получение соответствующих результатов в познаниях или на практике, приём теоретического исследования какой-либо проблемы, основанный на знании закономерностей библиотечного дела и исследуемого явления.
2. Методы научных исследований.
По области применения научные методы библиотековедения делятся на общенаучные и частнонаучные, выделяют так же специфические методы библиотековедения.
Общенаучные методы исследования – это методы научного познания, применяемые практически во всех научных дисциплинах, в т.ч. и в библиотековедении. Однако, в библиотековедческих исследованиях каждый такой метод претерпевает определённую модификацию.
К общенаучным относятся:
- Анализ — это логический приём (метод исследования), при котором изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на элементы, каждый из которых затем исследуется отдельно, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы, соединить с помощью синтеза, в целое, обогащённое новыми знаниями. Например, изучается библиотека, как система: при анализе библиотека расчленяется на отдельные элементы (фонд и т.д.), которые изучаются. Потом они соединяются, для изучения их связей и взаимовлияния и далее библиотека изучается как целое.
- Синтез – это мысленное соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание предмета, как единого целого.
- Абстрагирование – это мысленное выделение отдельных, интересующих библиотековеда, признаков конкретного предмета, и мысленное отвлечение от всех других его признаков. Например абстрагирование от всех свойств человека, с концентрацией внимания только на тех его качествах, которые характеризует его как читателя.
- Метод операционализации понятий – в его основе лежит процесс сравнения анализируемых абстрактных понятий с фактами, явлениями или событиями, отражением которых он является. Метод может осуществляться в 2 этапа: даётся интерпретация (определение понятии), потом выявляются точные операции (процессы), на которые раскладывается понятие.
Например, абстрактное понятие «читательская активность»:
§ Интерпретируем понятие: читательская активность это динамическая система отношения индивида или группы индивидов к чтению, которая проявляется через потребность к чтению, читательский интерес и установки.
§ Выделяем операции, на которые раскладывается данное понятие:
· Уровень поведения читателей относительно библиотеки и библиотечной книги.
· Приобретение книг в частную библиотеку.
· Пользование книгами друзей и знакомых.
· Стремление обсудить прочитанное с другими людьми.
- Метод наблюдения – преднамеренное и целенаправленное восприятие действительности, обусловленное конкретной задачей исследования. Предметы и явления изучаются в естественных условиях. Научное наблюдение отличается от повседневного тем, что подчиняется цели и задачам исследования, имеет свои термины и понятия.
Виды научного наблюдения:
§ Непосредственное или косвенное.
§ Сплошное или выборочное.
§ Явное или скрытое.
- Метод эксперимента – метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются какие-либо явления действительности. В его основе лежит гипотеза, требующая проверки.
- Метод моделирования – изучается не сам объект, а его модель, но результаты исследования переносятся с модели на объект.
Частнонаучные методы – это методы, которые используются в некоторых науках:
- Опрос – это сбор первичной информации об объективных фактах со слов опрашиваемых. Различают интервью (формализованное и спонтанное) и анкетирование (заочный опрос с помощью бланков, бывает групповое, индивидуальное, почтовое).
- Метод экспертных оценок – при котором исследователь получает от экспертов, обладающих теоретическими знаниями и практическим опытом, информацию и анализирует её. Бывает индивидуальный и коллективный.
Специфические методы библиотековедческих исследований (применяются только в библиотековедении):
- Метод изучения библиотечного фонда:
§ Статистический метод, при котором изучаются основные и производные данные статистических отчётов библиотеки (книговыдача, читаемость и т.д.).
§ Библиографический метод, при котором содержание нового библиографического указателя сравнивается с разделом каталога, что бы выявить все ли новые документы присутствуют в фонде.
§ Аналитический метод – по книжному формуляру подсчитывается количество записей о выдаче документов на протяжении года. Выявляется таким образом читаемость и обращаемость каждой книги.
- Метод индивидуальной работы с читателями.
- Метод анализа карточек обратной связи – используется при индивидуальном распространении информации, когда на карточках обратной связи читатель отмечает, насколько полезны ему документы, рекомендованные библиотекой.
P.S. Не забывайте, пожалуйста, делиться ссылкой в социальных сетях и в своих блогах! Каждый репост сильно помогает в развитии сайта! Заранее Вам спасибо!