Методология библиотековедения

 

Лекция 3.

Тема: Методология библиотековедения.

1. Соотношение понятий «методология», «методология библиотековедения», «научная методика библиотековедения», «метод».

Методология – это система наиболее общих исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а так же учение об этой системе. Свод правил и норм, которыми следует руководствоваться в своих изысканиях.

Методология изучает законы, закономерности, принципы, функции познания, видовую классификацию, методы исследования, научные подходы и концепции.

Методология библиотековедения: это область библиотечной науки, которая изучает принципы, функции, способы познания библиотечного дела, разрабатывает теории, изучает общие и частные методы научных библиотековедческих исследований, подходы к изучению различных объектов библиотечного дела.

Методология библиотековедения базируется на 3 основаниях:

  • На философских основах познания, в частности на гносеологии, которая разрабатывает всеобщие законы познания мира и окружающей действительности:

§ Например, закона перехода количественных изменений в качественные.

§ Закон «отрицания отрицания» (или «развитие по спирали») – это значит, что «всё уже было», просто мы изучаем/берём это на более высоком уровне.

§ Закон единства и борьбы противоположностей (когда развитие идёт в результате противоречия).

  • На науке «логика», на основных законах которой должны базироваться все научные теории и исследования (например, построение классификаций).
  • На специфических для библиотековедения законах и принципах.

В совокупности  эти три основания составляют общую  и  частную методологии библиотековедения.

Основное ядро и содержание методологии библиотековедения составляют философские и логические законы, принципы, категории, а так же закономерности и принципы библиотековедения и некоторых смежных наук.

Научная методика библиотековедения  это совокупность методов исследования, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем.

Метод  — это система правил и приёмов подхода к изучению явлений и предметов библиотечного дела, способ достижения научной цели, определённый образ действий, направленный на получение соответствующих результатов в познаниях или на практике, приём теоретического исследования какой-либо проблемы, основанный на знании закономерностей библиотечного дела и исследуемого явления.

2. Методы научных исследований.

По области применения научные методы библиотековедения делятся на общенаучные и частнонаучные, выделяют так же специфические методы библиотековедения.

Общенаучные методы исследования – это методы научного познания, применяемые практически во всех научных дисциплинах, в т.ч. и в библиотековедении. Однако, в библиотековедческих исследованиях каждый такой метод претерпевает определённую модификацию.

К общенаучным относятся:

  1. Анализ — это логический приём (метод исследования), при котором изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на элементы, каждый из которых затем исследуется отдельно, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы, соединить с помощью синтеза, в целое, обогащённое новыми знаниями. Например, изучается библиотека, как система: при анализе библиотека расчленяется на отдельные элементы (фонд и т.д.), которые изучаются. Потом они соединяются, для изучения их связей и взаимовлияния  и далее библиотека изучается как целое.
  2. Синтез – это мысленное соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание предмета, как единого целого.
  3. Абстрагирование – это мысленное выделение отдельных, интересующих библиотековеда, признаков конкретного предмета, и мысленное отвлечение от всех других его признаков. Например абстрагирование от всех свойств человека, с концентрацией внимания только на тех его качествах, которые характеризует его как читателя.
  4. Метод операционализации понятий – в его основе лежит процесс сравнения анализируемых абстрактных понятий с фактами, явлениями или событиями, отражением которых он является. Метод может осуществляться в 2 этапа: даётся интерпретация (определение понятии), потом выявляются точные операции (процессы), на которые раскладывается понятие.

Например, абстрактное понятие «читательская активность»:

§ Интерпретируем понятие: читательская активность это динамическая система отношения индивида или группы индивидов к чтению, которая проявляется через потребность к чтению, читательский интерес и установки.

§ Выделяем операции, на которые раскладывается данное понятие:

· Уровень поведения читателей относительно библиотеки и библиотечной книги.

· Приобретение книг в частную библиотеку.

· Пользование книгами друзей и знакомых.

· Стремление обсудить прочитанное с другими людьми.

  • Метод наблюдения – преднамеренное и целенаправленное восприятие действительности, обусловленное конкретной задачей исследования. Предметы и явления изучаются в естественных условиях. Научное наблюдение отличается от повседневного тем, что подчиняется цели и задачам исследования, имеет свои термины и понятия.

Виды научного наблюдения:

§ Непосредственное или косвенное.

§ Сплошное или выборочное.

§ Явное или скрытое.

  • Метод эксперимента – метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются какие-либо явления действительности. В его основе лежит гипотеза, требующая проверки.
  • Метод моделирования – изучается не сам объект, а его модель, но результаты исследования переносятся с модели на объект.

Частнонаучные методы – это методы, которые используются в некоторых науках:

  • Опрос – это сбор первичной информации об объективных фактах со слов опрашиваемых. Различают интервью (формализованное и спонтанное) и анкетирование (заочный опрос с помощью бланков, бывает групповое, индивидуальное, почтовое).
  • Метод экспертных оценок – при котором исследователь получает от экспертов, обладающих теоретическими знаниями и практическим опытом, информацию и анализирует её. Бывает индивидуальный и коллективный.

Специфические методы библиотековедческих исследований (применяются только в библиотековедении):

  • Метод изучения библиотечного фонда:

§ Статистический метод, при котором изучаются основные и производные данные статистических отчётов библиотеки (книговыдача, читаемость и т.д.).

§ Библиографический метод, при котором содержание нового библиографического указателя сравнивается с разделом каталога, что бы выявить все ли новые документы присутствуют в фонде.

§ Аналитический метод – по книжному формуляру подсчитывается количество записей о выдаче документов на протяжении года. Выявляется таким образом читаемость и обращаемость каждой книги.

  • Метод индивидуальной работы с читателями.
  • Метод анализа карточек обратной связи – используется при индивидуальном распространении информации, когда на карточках обратной связи читатель отмечает, насколько полезны ему документы, рекомендованные библиотекой.

P.S. Не забывайте, пожалуйста, делиться ссылкой в социальных сетях и в своих блогах! Каждый репост сильно помогает в развитии сайта! Заранее Вам спасибо!

Читайте также:
Социальная психология → тесты с ответами. Вариант 3
Пожалуйста, сделайте репост, поделитесь с друзьями!
ЗНАЙКА
5 1 голос
Рейтинг статей
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарии
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Моя корзина