Проект «Новая роль школьной библиотеки – информационно — библиотечного центра для разработки и реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования»
Переход современной системы образования к реализации образовательных стандартов второго поколения ставит перед школьной библиотекой ряд новых задач. Современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации ФГОС, обеспечивая условия для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, выступая в качестве ресурсного центра для всех субъектов образовательного процесса.
Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (ИБЦ). Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требований ФГОС, что означает:
– обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
– информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию).
В настоящее время библиотека и информационно-библиотечный центр образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС призвана формировать информационную культуру и стать площадкой для организации урочной и внеурочной проектной деятельности обучающихся.
Библиотека МОУ средней общеобразовательной школы №4 оснащена компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна. Наблюдается несоответствие материально-технического оснащения библиотеки возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники. Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов.
Роль библиотеки образовательной организации кардинально изменяется и переосмысливается педагогическим коллективом школы. Сегодня важно определение роли и места библиотеки в образовательной деятельности, создание инновационной библиотеки, которая выполняла бы функции информационного, культурного и досугового центра в интересах образования.
Цель проекта: внедрение информационно-библиотечного центра в инфраструктуру информационной образовательной среды школы, как необходимое условие повышения мотивации и качества обучения и воспитания.
Проект разработан для всех участников образовательных отношений: обучающихся, педагогов, родителей, администрации.
Задачами проекта являются:
— создать единый информационный, максимально насыщенный и структурированный информационно-библиотечный центр школы;
— развивать технический потенциал библиотеки школы;
— обеспечить образовательную деятельность путем информационно — библиографического обслуживания пользователей;
— расширить сотрудничество субъектов внутренней и внешней среды школы за счет использования возможностей сетевого взаимодействия информационно-библиотечного центра школы;
— повысить эффективность услуг, предоставляемых школьным информационно- библиотечным центром, за счет освоения и внедрения в деятельность новых информационно- коммуникативных технологий.
Основным методом решения поставленных задач и достижения поставленных целей является метод комплексного проекта.
Продолжительность проекта: 3 года (2019г-2022г)
Актуальность проекта
Проект соотносится с целями и задачами государственной политики развития информационно- библиотечных центров образовательных организаций:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.№ 124-ФЗ;
— Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ;
— Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ;
— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05. 2015 г. № 996-р;
— Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении концепции дополнительного образования детей» от 4.09 2014 г. № 1726-р;
— Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 08.12.2011 № 2227-р.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с 2012 года Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), в пункте 27 которого отмечена роль школьной библиотеки. В стандарте заложены требования об обязательном техническом оснащении информационно-библиотечного центра: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями её осуществления».
В настоящее время становится чрезвычайно актуальной проблема повышения статуса библиотеки школы, сопряженная с соответствующей их модернизацией. Результатом такой модернизации должно стать преобразование всего информационно-библиотечного пространства школы, превращение его в «центр притяжения» познавательных устремлений обучающихся, и, как следствие, одно из важнейших условий развития их информационно-образовательных потребностей.
Механизм осуществления проекта предполагает:
— проведение проблемного анализа деятельности школы в направлении информатизации образования и наличия информационно-образовательной среды;
— создание из существующих пространств информационно-библиотечного центра образовательного учреждения (систематизация мероприятий, разработка образовательных программ и проектов, выстраивание индивидуально-ориентированных маршрутов образования, создание условий для детей с особенностями здоровья и особыми образовательными потребностями, развитие информационной культуры);
— наполнение созданной информационно-библиотечного центра образовательного учреждения новыми компонентами (совершенствование, замена прежних компонентов);
— изучение образовательных потребностей обучающихся, учителей, родителей;
— мониторинг комфортности обучающихся получения образования обучающимися (разработка, подбор диагностических методик; определение регламентации мониторинговых процедур);
— мониторинг качества созданного информационно-библиотечного центра образовательного учреждения;
— использование информационно-библиотечного центра в осуществлении личностно-ориентированного образования, организации и проведения стажерских практик;
— включение в информационно-образовательную среду школы изменений, связанных с новациями в современном образовании.
Рабочий план реализации проекта.
Этапы реализации проекта и основная деятельность:
1 этап – подготовительный (2019 г.) Анализ эффективности работы школы по заявленной теме, разработка плана мероприятий, расчет финансовых затрат, повышение компетентностных возможностей педагогов и заведующего библиотекой школы по заявленной теме.
2 этап – основной (2020 – 2021 г.) Реализация проекта.
3 этап – обобщающий (2022 г.) Проблемный анализ результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития школы.
Этапы реализации проекта | Мероприятия | Сроки реализации | |||
Подготовительный (2019) | — Создание творческой группы из числа педагогов и заведующего библиотекой образовательного учреждения; — Создание нормативной базы информационно — библиотечного центра школы; — Анализ эффективности и обобщение опыта работы школы по заявленной теме; — Разработка плана мероприятий по созданию информационно — библиотечного центра школы; — Расчет финансовых затрат на материально-техническое и методическое оборудование (наполнение) информационно — библиотечного центра школы; — Повышение компетентностных возможностей педагогов школы и заведующего библиотекой по заявленной теме (постоянно-действующие семинары, круглые столы, занятия методических объединений); — Модернизация технической базы библиотеки.
| сентябрь-декабрь 2019 | |||
Основной 2020-2021 год |
| 2020-2021 год | |||
Обобщающий 2022 год |
| Январь – май 2022 г |
Конкретные ожидаемые результаты.
Создание в школе информационно-библиотечного центра позволит сделать доступными для участников образовательного процесса учебно-методические материалы, позволит сделать эффективным процесс подготовки учащихся к участию в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, прохождению ГИА. Развитие использования автоматизированной системы учета библиотечного фонда позволит ускорить обслуживание читателей.
В ходе реализации проекта будет достигнуто:
- Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
- Обеспечение широкого доступа обучающихся, педагогов и родителей к глобальным информационным ресурсам и обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
- Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;
- Повышение читательской компетентности обучающихся;
- Укрепление материально-технической базы и увеличение библиотечного фонда;
- Повышение уровня ИКТ — компетентности сотрудников информационно-библиотечного фонда, овладение новыми информационными технологиями;
- Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей: на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно.
Школьная библиотека станет центром общественной жизни, где функционируют досуговые объединения и организуются культурные мероприятия, а также одним из важнейших факторов духовно-нравственного и культурного роста граждан. Информационно-библиотечный центр станет информационным и культурным центром школы, объединяющим все информационные ресурсы и являющимся полноправным участником образовательной деятельности.
Оценка проекта
- Критерии эффективности реализации проекта
Реализация данного проекта предполагает преобразование библиотеки в библиотечно-информационный центр и включение центра в информационную образовательную среду школы, обеспечение обучающихся и педагогов щколы оперативной информацией путем доступа к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по предметам учебного плана, совершенствование библиотечно-информационной работы с обучающимися и педагогами в условиях применения новых технологий. Оценка эффективности реализации проекта предусматривает промежуточный и итоговый мониторинг. Промежуточный мониторинг проводится ежегодно. Итоговый — оценка по критериям успешности проекта по окончанию срока реализации проекта.
Оценка эффективности проводится по направлениям развития: информационно-библиотечное обслуживание и формирование информационной культуры.
- Критерии информационно-библиотечного обслуживания
В результате успешной реализации проекта выявляется соответствие информационно-библиотечного обслуживания участников образовательной деятельности школы требованиям ФГОС. Основными критериями являются:
— количество отказов на информационные запросы читателей;
— посещаемость школьной библиотеки;
— привлечение к чтению художественной литературы с целью духовного и нравственного развития личности школьников;
-участие в различных конкурсах;
— организация дистанционного обучения;
— внедрение в практику работы новых информационно-коммуникативных технологий;
— расширение ассортимента информационных и библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации библиотечных процессов и новых технологий;
- Критерии формирования основ информационной культуры
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся 4-х классов.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся 9-х классов.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся 11 класса.
- Методы оценки проекта
— Изучение библиотечной документации (анализ читательских формуляров, анализ данных паспорта библиотеки и др.).
— Социологические методы (анкетирование, беседа, опрос и т.д.).
— Наблюдение.
— Тестирование.
-Анализ работы информационно-библиотечного центра в конце учебного года.
- Участники проекта
- Яковлева Елена Васильевна– директор школы, высшее педагогическое образование. Стаж работы – 31 год.
Осуществляет общее руководство коллективом школы, обеспечивает оптимальный подбор и расстановку кадров, управляет научно — исследовательской деятельностью коллектива, осуществляет контроль за качеством знаний учащихся, организует работу по укреплению учебно-материальной базы школы, представляет ее интерес в государственных и общественных органах. Отвечает за вопросы развития ИБЦ (а так же библиотеки) перед родителями. Координирует работу проекта развития ИБЦ по всем уровням
- Шумкова Елена Анатольевна–педагог-библиотекарь. Высшее педагогическое образование. Стаж работы 8 лет.
Формирует библиотечный фонд в соответствии с информационными потребностями учителей и школьников. Организует работу библиотеки в соответствии с современными требованиями, как для отражения состава фонда, так и для обучения читателей самостоятельному поиску информации, ведет библиотечные уроки, участвует в организации книжных выставок и т.д. проводит диагностику и анализ результатов по реализации проекта развития ИБЦ. Принимает меры по обеспечению ИБЦ необходимым оборудованием, привлечению средств для комплектования информационно — библиотечного центра.
- Совет школы согласовывает порядок работы ИБЦ по информационному обслуживанию школьников и порядок создания, обновления и использования учебного фонда. Решает вопросы организации внешкольной и внеклассной работы, развития материальной базы ИБЦ, о выделении средств для развития проекта по формированию информационной культуры учащихся.
- Бурдуковская Оксана Владимировна заместитель директора по воспитательной работе. Высшее педагогическое образование. Стаж работы -26 лет 9 месяцев.
Курирует воспитательную работу школы в урочное и внеурочное время, включая систему дополнительного образования учащихся. Координирует деятельность педагога-организатора, классных руководителей, участвующих в реализации проекта создания ИБЦ. Курирует работу библиотеки, координирует ее деятельность. Анализирует результаты диагностики по библиотечно — библиографическим знаниям учащихся.
- Ярмышева Татьяна Николаевна– педагог – организатор. Высшее педагогическое образование. Стаж работы – 18 лет 5 месяцев.
Содействует развитию личности учащихся, их талантов, формированию общей культуры, изучает интересы и потребности обучающихся, организует общешкольные выставки, смотры, конкурсы, вечера, праздники, массовые театрализованные мероприятия
- Русалев Иван Викторович– системный администратор. Среднее профессиональное образование. Стаж работы 2 года 10 месяцев.
Оказывает помощь в выборе, установке и апробации программного обеспечения, в проведении и разработке учебных уроков с использованием компьютера, формирует информационное мировоззрение, умение пользоваться техническими средствами. Обеспечивает программно-техническое сопровождение.
- Школьное методическое объединение учителей начальных классов(в лице учителей начальной школы) создает условия для формирования интереса к чтению, творческой активности ребенка. Проводят (в сотрудничестве с ИБЦ) в классе различные мероприятия: викторины, конкурсы, устные журналы.
- Школьное методическое объединение классных руководителейотвечает за создание благоприятных условий для формирования и развития творческой активности обучающихся . Проводят в классе классные часы, беседы, викторины, конкурсы, КВН. Оказывает помощь обучающимся в их учебной деятельности, содействует получению каждым обучающимся дополнительного образования
- Бюджет
Смета расходов
Название статьи | Общая сумма расходов | |
Финансирование Фонда | Другие источники финансирования | |
Приобретение оборудования и сопутствующие расходы | 775144 | 206037 |
Административные и прочие прямые расходы | ||
Расходы на поездки | ||
Оплата участникам проекта |
Вид оборудования | Количество | Стоимость каждого предмета | Общая стоимость | ||
Финансирование Фонда | Другие источники финансирования | ||||
| 1 | 45000 | 30000 | 15000 | |
Зона абонемента Архивные стеллаж для хранения части книжного фонда Стеллаж открытого доступа Односторонний стационарный стеллаж Двухсторонний стационарный стеллаж Газетный шкаф Журнальный шкаф Шкаф для читательских формуляров Стол библиотекаря Стол для выдачи пособий Кресло для библиотекаря Кресло для чтения Аппаратно –программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учета фондов и читателей (АБИС) Планшет Оборудование для сканирования и печати Документ- камера | 3
10 3
3
1 1
1 1 1 1 7
1
3
1 1 | 10253
6402 6478
8529
7500 7500
5685 7154 7260 1500 1600
155000
14000
29000 33000 | 20506
51216 12956
17058
6000 6000
4200 5500 6100 976 6832
133400
28000
25000 25870 | 10253
12804 6478
8529
1500 1500
1486 1654 1160 524 5232
21600
14000
4000 7130 | |
Презентационная зона Стенд Подвесная система Проектор Экран Компьютер | 4 1 1 1 1 | 2400 3049 39000 8000 35000 | 4800 2049 35000 7000 30000 | 4800 1000 4000 1000 5000 | |
Зона коллективной работы Стационарный стол Магнитная маркерная доска Ноутбук | 4 1 3 | 2500 4000 30000 | 5000 3000 60000 | 5000 1000 30000 | |
Рекреационная зона Кресла Диван пуфики | 1 1 4 | 7611 8430 6320 | 5611 7430 12640 | 2000 1000 12640 | |
Оформление подписки на периодическую литературу | 15 | 600 | 8000 | 1000 | |
Приобретение цифровых-информационных ресурсов | 100 | 500 | 40000 | 10000 | |
Приобретение художественной литературы | 500 | 400 | 175000 | 25000 | |
Всего: | 676 | 493671 | 775144 | 206037 |
Комментарий и обоснование по «Смете расходов»
С упоминанием информационно-библиотечного центра мы встречаемся в части «Требований к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования» в категории «Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования» в качестве материально-технической базы.
В настоящее время современные культурные и организационные формы информационного взаимодействия при условии соответствующей компетентности участников учебного процесса раздвигают границы образовательного пространства, оно начинает существовать «вне стен», что способствует его глобализации, обогащает, и, следовательно, положительно влияет на образовательный результат конкретного субъекта образовательной системы.
Цитируя ФГОС:
- «Информационно-образовательная среда образовательной организации включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ». Необходимо отметить сущность «Службы поддержки применения ИКТ».
- «Информационно-образовательная среда должна обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной образовательной программы основного общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы основного общего образования…».
Надпредметным ядром такого информационного пространства объективно должен стать информационно-библиотечный центр, обеспечивающий и координирующий взаимодействие, сотрудничество всех участников образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей) в рамках основных образовательных программ, координирующий, развивающий внутри школьное образовательное сообщество и интегрирующий его с внешними образовательной и культурной средами.
Именно с модернизированным информационно-библиотечным центром будут ассоциироваться качественно новые задачи:
- ресурсное обеспечение образовательного процесса (с учетом специфики приоритетных направлений деятельности учреждения);
- формирование информационной культуры участников образовательного процесса через освоение новых видов деятельности (при этом повышение квалификации педагогов через освоение новых образовательных практик и инструментария силами как внутреннего, так и внешнего по отношению к субъекту сообщества становится одним из базовых направлений для качественной реализации образовательных задач).
Именно к такому школьному информационно-библиотечному центру мы должны стремиться.
Однако выполнение любых новых задач в принципе невозможно без соответствующих ресурсов.
Новые место и роль ШИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные.
- Пространственное расширение ШИБЦ за счет выделения зон с четким назначением: зона абонемента, презентационная зона, зона коллективной работы,online-центр дистанционного обучения, рекреационная зона и т. п. Сеть, объединяющая ПК школы, домашние ПК учителей, учеников, мобильные средства связи.
- Обеспечение учебного процесса современными ресурсами в соответствии с реальными потребностями программы конкретного образовательной организации и педагогического коллектива (дифференциация ШИБЦ), в том числе через «сохранение и размещение используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности обучающихся» с использованием современных ИКТ и интернет-технологий.
Без технического и информационного оборудования создать библиотечно-информационный центр в школе невозможно, поэтому необходимо приобретение оборудования и программного обеспечения для успешной реализации образовательной деятельности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.