Научный этап развития библиотековедения

 

Лекция 5.

Донаучный этап называется этапом библиотековедческой мысли. Библиотековедческая мысль – это самые начальные, элементарные представления о библиотеках и библиотечном деле, которые не приобрели уровня научного знания.

Библиотековедческая мысль древности выработала самые элементарные представления о библиотеке,

организации, хранении и каталогизации библиотечных фондов. В средние века литература носила по большей части клерикальный характер, поэтому основное внимание уделялось учёту и сбору литературы, но не их постоянному и широкому использованию. Библиотековедческая мысль в основном выражалась в памятках для книгохранителей.

После изобретения книгопечати появляются первые труды по библиотечному делу, например в 1627 году французским библиотекарем Моде был издан труд «Совет как устроить библиотеку».

В период французской революции радикально меняется представление о библиотеке: она рассматривается как «школа для граждан», играющая важную роль в организации школьного, внешкольного и самообразования. Зарождаются идеи общественной библиотеки, специальной библиотеки, сети библиотек, широкодоступных народу.

Накопленные в этот период эмпирические данные о библиотековедении и библиотечном деле позволили библиотековедению в 19 веке развиваться как научной и учебной дисциплине.

1. Научный этап развития библиотековедения (19 век).

Развитию библиотековедения в 19 веке способствовали экономические факторы:

  • Возникновение промышленного производства, которое требовало грамотности населения.
  • Создание печатных машин.
  • Внедрение технологии массового производства бумаги.

Эти факторы привели к тому, что библиотеки превратились в довольно распространённое явление.

В этот период развитие библиотечного дела уже не могло успешно идти без опоры на научные основы. Поэтому накопившиеся раннее знания о библиотеках трансформировались в научную систему  — библиотековедение, собственно это и был 2ой научный этап развития.

Первый период (19-20 век) определяется как буржуазный, т.к. в основе библиотековедения лежали нормы и ценности капиталистического общества.

Первым ввёл в обиход понятие «библиотековедение» мюнхенский библиотекарь Шрехтенберг. С 1808 по 1829 год выходил его двухтомный труд: «Опыт исчерпывающего учебника по библиотековедению, или руководство по совершенному ведению дел библиотекаря».  В 1834 году работа была переиздана под названием «Руководство по библиотековедению».

Шреттинберг под «библиотековедением» понимал практические знания об организации и устройстве библиотеки.

К концу 19 века стали разрабатываться теоретические вопросы библиотековедения:

О статусе науки.

Наиболее существенный вклад в этот вопрос внёс немецкий библиотековед Грезер. Он считал, что библиотековедение это упорядоченная совокупность всех, непосредственно относящихся к библиотеке знаний. Т.е. – не только практических знаний, но и научных.

О предмете науки

Грезель считал, что «теоретические вопросы», имеющие отношение к библиотеке, история библиотечного дела вообще и отдельных книжных фондов образует предмет самостоятельной науки – т.е. библиотековедения.

О структуре библиотековедения, как научной дисциплины.

В 19 веке в библиотеке различают 2 раздела: учение о  библиотеке; о библиотечных фондах.

Становление библиотековедения сопровождалось увеличением числа трудов, организации первых библиотековедческих журналов («Серапиум» (1850 Герм), «библиотечный журнал (1867, С.Ш.П.)). Так же распространялось профессиональными библиотечными ассоциациями (США, Великобритания), образование научных фондов в области библиотековедения, важнейший из которых был в Германии.

С появлением  первых библиотечных школ в германии становится толчком к развитию библиотековедения.

В 20ом столетии происходит разделение библиотековедения на буржуазное и социалистическое. Оба направления были тесно взаимосвязаны в профессиональном отношении и непримиримы в социальном, политическом и идеологическом.

В библиотековедении зарубежных стран в 20ом веке продолжалась борьба между сторонниками «теоретического» и «практического» библиотековедения.

Приверженцы «теоретического» вели поиск сущности библиотековедения, его научной основы. Были сделаны первые попытки раскрыть социальный, психологический, исторический аспекты библиотековедения (Батлер), сформулировать законы библиотечного дела (Ранганатан), продолжалось исследование сущности и теоретических оснований библиотековедения, его структуры.

С 60-70ых годов 20ого века зарубежное библиотековедение приобретает характер общественной (социальной) науки. Большая роль в этом принадлежит библиотековеду Ширу (создал книгу «Социологические основы библиотечного дела» 1967 год). Большую роль в утверждении социального взгляда на библиотеки и библиотечное дело сыграли документы: «Библиотечный билль о правах» американской библиотечной ассоциации 1948 год, манифест ЮНЕСКО «О публичных библиотеках» 1949 год, «Хартия книги» международной библиотечной ассоциации ИФЛА 1972 год. В этих документах подчёркивалась недопустимость ограничений прав человека на доступ к информации по возрасту, национальности, религиозной, партийной принадлежности, социальному положению и т.д.

Благодаря всему этому утвердилась концепция библиотеки и библиотечного дела не только как важного социального института, но и как инструмента демократии и интеллектуальной свободы.

Одновременно в зарубежном библиотековедении 20ого века разрабатываются общетеоретические вопросы, проблемы методологии, методики, статуса и структуры.

В связи с информатизацией общества появилась информационная интерпретация библиотеки и библиотечного дела. В 60-70 годы библиотековедение именуется как библиотечно-информационная наука.

В настоящий момент зарубежное библиотековедение – достаточно развитый научный институт. Существует система научных центров, сотни национальных, региональных и международных профессиональных библиотечных организаций, издаются более полутора тысяч периодических изданий по библиотековедению и смежным наукам.

2. Развитие библиотековедения в России.

Российская библиотековедческая мысль длительное время следовала зарубежным образцам. Однако были и отличия, которые заключались в более широком понимании общественной роли библиотеки, выполнению ей социальных функций.

Активно библиотековедческая мысль развивается в 18 веке. В 1779 году вышла первая российская руководство по библиотечному делу, которое называлось «Опыт о библиотекарской мысли» Бакмейстер.

В 1793 году Василий Татищев определил и ввёл в научный оборот термины «библиотека», «библиотекарь» (труд «Лексикон», статья «Библиотекарий»). В «Лексиконе» впервые было сформулировано представление о библиотекаре-профессионале, определены требования к нему, как к специалисту: «Библиотекарь должен быть многих наук и разных  языков наученный, к тому примерный читатель, твёрдой памяти и острого рассуждения». Библиотекарь должен строго следить за порядком в библиотеке, за сохранностью книг, быть вежливым. В определении библиотеки Татищевым есть идеи общедоступной библиотеки.

В конце 18-начале 19 века библиотековедение в России начинает развиваться и как учебная дисциплина. Библиотекари профессионалы появляются в середине 19 века, первый среди них Василий Иванович Собольщеков, которого называют «Родоначальником русского библиотековедения». Он написал первое российское руководство по библиотечному делу «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов». В нём обосновал систему организации, хранения и использования фонда.

В России термин «библиотековедение» получил распространение с середины 19 века. Российское библиотековедение конца 19 – начала 20ого века развивается по 2ум направлениям:

  • Либерально-буржуазное.
  • Пролетарское.

Наиболее прогрессивные мысли высказывали представители 1ого направления (Рубакин, Хапкина, Богданов, Дерунов, Покровский, Рубинский и д.р.). Они рассматривали библиотечное дело как важную отрасль внешкольного образования, высоко оценивали культурную роль библиотек, их место в самообразовании, выступали за общедоступность библиотек, рассматривали вопросы размещения библиотечных сетей, организации уездных, городских библиотек и т.д.

Рубакин Николай Александрович: изучал проблемы: чтения, самообразования, изучения читателей, комплектования библиотечных фондов, создания теории «ядра фонда», рекомендательную библиографию. Создал универсальный рекомендательный указатель «Среди книг» в 3 томах.

Читайте также:
Методические материалы
Пожалуйста, сделайте репост, поделитесь с друзьями!
ЗНАЙКА
5 1 голос
Рейтинг статей
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарии
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Моя корзина