Методическая разработка «Рекомендательный список литературы как средство библиотечно–информационного обслуживания»
В современный век цифровых технологий, когда Интернет и социальные сети занимают практически все свободное время обучающихся, перед школьными библиотеками стоит немаловажная задача — не потерять потенциального читателя, привить ребенку любовь к чтению и книге, сделать чтение одним из видов досуговой деятельности обучающегося. Для достижения этих целей библиотекари используют различные формы и методы библиотечно –информационного обслуживания. Одной из форм библиотечно –информационного обслуживания являются печатные средства рекомендации книг, в частности рекомендательные списки литературы.
Рекомендательные списки литературы применяются в школьных библиотеках с целью раскрытия фондов, а также для стимулирование чтения и формирования информационной культуры читателей.
Рекомендательный список литературы служит средством информирования читателей о своего рода лучшей литературе. Для того чтобы наилучшим образом выполнить свое назначение в деле руководства чтением, рекомендательный список должен соответствовать следующим требованиям:
- составляется для конкретной группы читателей по определенной тематике;
- объем рекомендательного списка — 15-20 названий книг и статей;
- список должен иметь довольно ёмкое название – это то, на что ориентируется потенциальный читатель, и первое, что бросается в глаза;
- список литературы должен иметь четкую структуру, раскрывающую содержание темы, помогающую читателю ориентироваться в рекомендуемой литературе;
- не стоит забывать и про небольшую аннотацию к книге, которая будет стимулировать к прочтению всей книги;
- оформление должно быть достаточно красочным, но в тоже время и не перегруженным.
Приводимые в списке описания книг и статей составляются согласно ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».
Популяризация чтения и продвижение книг может осуществляться и в сети Интернет. Например, на сайте школы или библиотеки можно размещать информацию о новых поступлениях литературы, проводить библиотечные уроки и викторины онлайн, размещать рекомендательные списки литературы для онлайн-чтения книг и т.п.
Составление рекомендательного списка литературы в электронном формате для онлайн-чтения книг имеет свои особенности:
- ссылка должна быть рабочей, поэтому необходимо уделять внимание правильному написанию, не пропускать символы, буквы;
- при составлении списка желательно использовать «проверенные» сайты, например, сайты издательств, которые предоставляют электронные издания в свободном доступе, электронные библиотеки (например, РусЛит) и т.д.;
- при составлении рекомендательных списков библиотекарю обязательно нужно указывать дату обращения к электронному ресурсу, т.к. через какой-то промежуток времени содержимое сайта может измениться (образец. В.Катаев Сын полка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ruslit.traumlibrary.net/book/kataev-syn-polka/kataev-syn-polka.html (Дата обращения: 10.09.2023).
Деятельность школьной библиотеки должна способствовать развитию информационной культуры, прививать любовь к книге и чтению, содействовать творческому и духовно-нравственному развитию, экологическому и патриотическому воспитанию, а также организовывать содержательный досуг учащихся.
Источник