Лекция 4.
1. Статус библиотековедения как научная проблема. Науки, имеющие для библиотековедения общетеоретическое и методологическое значение.
Под статусом библиотековедения понимается его положение в системе научного знания, в совокупности общественных ценностей, а так же среди других научных дисциплин.
Важное значение имеют вопросы взаимоотношения библиотековедения с другими науками, т.к. это даёт возможность получить представление о направлениях развития библиотековедения, о росте библиотековедческих исследований. В существующем делении наук на гуманитарные и естественные библиотековедение относят к классу гуманитарных наук, потому что сущность ориентации библиотековедения это человек, удовлетворение его духовных и информационных потребностей, сохранение и развитие его личности.
В связи с определением статуса библиотековедения рассматривается вопрос о том, является ли библиотековедение самостоятельной наукой или частной научной дисциплиной в системе другой науки. Сейчас принято считать что библиотековедение – это самостоятельная наука, т.к. имеет свой предмет и объект исследования, совокупность организованных теоретических знаний, обладает специфическим набором методик, теоретических положений и методик, которые лежат в основе библиотечной практики.
Определение объекта и предмета библиотековедения позволяет отделить его от смежных наук и раскрыть его взаимосвязи с другими науками.
Библиотековедение взаимосвязано более чем с 40 науками. Это науки, имеющие для него общетеоретическое и методологическое значение: философия, теория культуры, логика, история.
Библиотековедение заимствует у этих наук общие категории, принципы познания, методы исследования. В свою очередь обогащает эти науки данными своих исследований, своей познавательной деятельностью подтверждая всеобщие закономерности развития науки и практики.
2. Взаимодействие библиотековедения с родственными науками (книговедение, библиографоведение, информатика).
Родственными науками для библиотековедения являются книговедение, библиографоведение и информатика, т.к. они имею сходный объект исследования:
Взаимодействие библиотековедения с:
- Книговедением – от него библиотековедение использует такие понятия как «книговедение», «книжное издательство», «книгораспространение». В концепции библиотековедения учитываются общие закономерности развития книги, вопросы её целевого и читательского назначения, типология изданий. Книговедение, в свою очередь, использует библиотековедческие данные об изучении читательских интересов, информационных потребностях, о популярности различных видов изданий.
- Библиографоведением – от него библиотековедение заимствует понятия: библиографическая информация, учение о формах существования библиографической информации и о функциях её, так же о структуре библиографической информации. Библиографоведение заимствует у библиотековедения методику изучения читателей, педагогические основы руководства чтением,
- Информатикой – законы и категории фундаментальной информатики используются в библиотековедении для описания информационной продукции. Так же находят применение технологические нововведения в библиотечном деле, разработанные информатикой. Информатика пользуется библиотековедческими исследованиями, понятиями, категориями при разработке информационных технологий библиотечного дела.
3. Взаимодействие библиотековедения с другими естественными и гуманитарными науками.
Библиотековедение и социология: библиотековедение использует методику проведения социальных исследований. Библиотечная социология рассматривает изучение социологии чтения книги, библиотек, изучает природу читательских интересов, потребности.
Социология учитывает данные библиотековедения о чтении при социальной характеристике общества.
Библиотековедение и педагогика: поскольку процесс библиотечного обслуживания это ещё и педагогический процесс, библиотековедение имеет педагогическую направленность. Педагогические методы используют при обслуживании, дифференциации читателей, самообразовании.
Педагогика использует данные библиотековедения, касающиеся внеклассного чтения, культуры чтения, использования библиотеки как базы образования и самообразования, повышения духовной культуры личности.
Библиотековедение и психология: психология предоставляет библиотековедению данные о психологии библиотечного общения, о психологических типах читателей и библиотекарей, описывает психику и сознание человека, даёт анализ психологической структуре личности и её потребностях. Для библиотековедения важны положения общей, возрастной психологии.
Психология использует данные о человеке, как о читателе, взаимодействие в процессе чтения, способы разрешения конфликтов.
Библиотековедение и экономика: библиотековедение изучает экономическую природу библиотечного труда, его экономическую оценку, экономические аспекты потребления библиотечных услуг, финансирования библиотечного дела.
Библиотековедение и математика: библиотековедение имеет отношение только к прикладной математике, когда исследуются вещественные показатели (книговыдача, количество читателей), т.е. математика предоставляет формулы и заимствует данные.
Считается что библиотековедение взаимодействует с: семиотика, лингвистика, прогностика, кибернетика, у которых заимствует результаты исследований и использует их в библиотековедческих исследованиях.
В каждой стране мира библиотековедение имеет официальный статус научной и учебной дисциплины, систему средне специального и высшего библиотечного образования подготовки научно-педагогических кадров.
Тема: Становление и развитие библиотековедения
1. Донаучный этап развития библиотековедения.
Изучением истории библиотековедения занимались: Абрамов, Ванеев, Григорьев, Карташёв, Скворцов. Конкретных дат возникновения библиотековедения нет, однако его возникновение связывают с появлением первых библиотек. Развитие библиотековедения проходило в 2 этапа:
Донаучный этап (середина 2ого тысячелетия до н.э. – до конца 18 века).
Научный этап (с 19 века и по наше время).
Карташов и Скворцов предложили более детальную периодизацию:
Предыстория библиотековедения:
§ Библиотековедческая мысль древности.
§ Библиотековедческая мысль средневековья.
Этапы библиотековедения:
§ Период единого мирового буржуазного библиотековедения (19 век).
§ Период бифуркации — разделение библиотековедение на буржуазное и социалистическое.
§ Период дебифуркации – развитие библиотековедения, как единой науки на методологической основе общечеловеческих ценностей (конец 20, начало 21 века).