Возрастные кризисы развития школьников и психологическая помощь → тесты с ответами
Ответы на вопросы теста «Возрастные кризисы развития школьников и психологическая помощь»
Раздел «Воспитание и обучение»
Общее количество вопросов: 90
1. В виде устойчивой системы нравственных идеалов и принципов, опосредующей жизнедеятельность человека, его отношение к миру и самому себе, выступает:
• мировоззрение
2. В качестве критерия выделения возрастных периодов Л.С. Выготский рассматривает:
• новообразования
3. В младшем школьном возрасте (по Д.Б. Эльконину) новообразованием является:
• произвольность, самоконтроль, самосознание
4. В младшем школьном возрасте (по Д.Б. Эльконину) преимущественно развивающаяся сфера:
• интеллектаульно-познавательная
5. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью (по Д.Б. Эльконину) является:
• учебная
6. В младшем школьном возрасте направлением познавательной деятельности является (по Д.Б. Эльконину):
• познание начал наук
7. В отдельных антропологических исследованиях (по Р. Бенедикту) показано, что во многих культурах:
• нет явного контраста между взрослым и ребенком
8. В подростковом возрасте (по Д.Б. Эльконину) преимущественно развивающаяся сфера:
• потребностно-мотивационная
9. В подростковом возрасте ведущей деятельностью (по Д.Б. Эльконину) является:
• учебная деятельность и интимно-личностное общение
10. В подростковом возрасте направлением познавательной деятельности (по Д.Б. Эльконину) является:
• познание систем отношений
11. В подростковом периоде у школьника новообразованием (по Д.Б. Эльконину) является:
• стремление быть взрослым и самооценка
12. В психологии «синтонным» называют человека, который:
• легко настраивается на волну собеседника
13. В случае наличия противоречий во взаимоотношениях между взрослым и подростком возможны следующие варианты развития противоречий:
• противоречия и конфликты постепенно исчезают
• углубление противоречий и усугубление конфликтом
• эпизодическое проявление противоречий
14. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью (по Д.Б. Эльконину) является:
• учебная деятельность и профессиональная деятельность
15. В старшем школьном возрасте направлением познавательной деятельности (по Д.Б. Эльконину) является:
• познание профессии
16. В теоретических разработках начала XX века господствовало представление о том, что источником подросткового кризиса являются:
• биологические изменения
17. В том случае, когда говорят о завершении физического и полового созревания, достижении социальной зрелости — это составляет содержание …
• юности
18. В том случае, когда говорят о несформированности произвольных форм поведения ребенка и неумении его самостоятельно построить систему взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, имеет место:
• трудности ребенка при поступлении в школу
19. В том случае, когда психологи говорят о несоответствии уровня психического развития ребенка возрастным нормам, неготовности к школьному обучению, коммуникативных проблемах, неорганизованности поведения и эмоциональных нарушениях дошкольника или младшего школьника, имеет место:
• типичные трудности детей данного возраста
20. В юношеском возрасте учебные интересы:
• специфицируются
21. Выделение младшего школьного возраста в периодизации детского развития связано с введением
• обязательного восьмилетнего образования
22. Главным критерием оценки ребенком себя и другого у младших школьников является:
• нравственно-психологические особенности личности
23. Готовность подростка 14-15 лет к взрослой жизни во взрослом мире, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной общности, потребности в самоопределении и самореализации, характеризует (по Д.И. Фельдштейну):
• стадию «утверждающе-действенного» процесса развития подростка
24. Группу психологического риска составляют дети с самооценкой
• неадекватной
25. Д.Б. Эльконин выделял следующие основные параметры периодизации развития психики ребенка:
• ведущую деятельность
• личностные новообразования
• социальную ситуацию развития
26. Детям, пришедшим в школу рано, необходима специальная работа по развитию познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), обогащения словаря и одновременно эмоционально-волевых компонентов при наличии
• объективной неготовности к школьному обучению
27. Детям, пришедшим в школу рано, необходимо создать условия для параллельного осуществления учебной и игровой деятельности с целью восстановления эмоционально-личностного комфорта при наличии
• субъективной неготовности к школьному обучению
28. Динамика развития личности характеризуется сочетанием
• стабильных и скачкообразных периодов
29. Дисгармонический инфантилизм подросткового возраста проявляется в нарушениях развития
• эмоционально-волевой сферы
30. Для полноценной работы психолога с подростком необходимо
• выяснить проблему, как ее понимает школьник
31. Доминирующей потребностью в подростковом возрасте становится потребность
• быть и считаться взрослым
32. Дружеские отношения имеют в своей основе общность интересов, увлечений, доверие и симпатию в возрасте
• подростковом
33. Дружеские отношения имеют в своей основе принцип близости к месту учебы или жительства в возрасте
• младшем школьном
34. Единство мнений по различным вопросам и чувство коллективизма характеризуют, по мнению И.В. Страхова, такую форму подростковых взаимоотношений как:
• товарищество
35. Занятия с применением программы «Основы конструктивного общения» старшеклассники готовятся к:
• освоению новых социальных ролей
36. Защитная реакция молодого человека, помогающая сохранить удовлетворяющее его отношение к себе и оградить себя от нежелательных воздействий действительности составляет содержание
• эффекта неадекватности
37. Избирательность и доверительность, единство потребностей и взглядов характеризуют, по мнению И.В. Страхова, такую форму подростковых взаимоотношений как:
• дружбу
38. Изменение восприятия самого себя, других людей или окружающей обстановки, которые субъективно выглядят как трансформация действительности или утрата реальности, составляет содержание
• переживания отчуждения
39. Интегрирование, сведение в единую систему различных потребностей человека и стабилизация мотивационной сферы личности обеспечивается:
• мировоззрением
40. Интенсивная деятельность желез внутренней секреции в подростковый период приводит к:
• изменениям в деятельности нервной системы
41. Каждая эпоха детского развития (по Д.Б. Эльконину) состоит из закономерно связанных между собой …
• двух периодов
42. Когда говорят о своевременном изменении позиции взрослых и создании комфортных условий для реализации ведущих форм деятельности первоклассников — это составляет содержание …
• психологических приемов разрешения возникающих проблем
43. Кризис 6-7 лет, который сопровождается чувством неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или, наоборот, чувством собственной значимости, компетентности и исключительности, составляет содержание
• устойчивого аффективного комплекса
44. Любая работа психолога с юношеской категорий школьников должна быть направлена на:
• разрешение конкретной проблемы
• упрочение (коррекцию) мировозренческих позиций
45. Методом психологической помощи, в ходе которой изменения личности достигаются за счет психологических процессов, протекающих в группе (так называемой групповой динамики), является:
• психотерапия
46. На современном этапе увеличивается число подростков с самооценкой
• негативной
47. Наиболее адекватной самооценкой в юношеском возрасте бывает:
• учебная самооценка
48. Неудовлетворенность потребности юноши в самоутверждении ведет к:
• замене подлинных целей псевдоцелями
49. Ознакомление человека с содержанием деятельности людей разных профессий — это:
• профессиональная ориентация
50. Осознание подростком своего внутреннего мира и понимание внутреннего мира других людей составляет содержание такой формы самосознания как:
• личностностной рефлексии
51. Отдельные личностные сферы, подвергающиеся направленным изменениям, составляют содержание
• объекта психологической коррекции
52. Перестройка отношений между ребенком и социальной средой составляет главное содержание (по Л.С. Выготскому):
• кризиса подросткового возраста
53. Переходный возраст (по Л.С. Выготскому) включает следующие ряды процессов:
• натуральный ряд
• социальный ряд
54. Перечисленные мероприятия: определение противоречия или проблемы; выработка альтернативных решений; обдумывание и оценка альтернатив; выбор альтернативы и реализация решения — относятся к разрешению
• противоречий детско-родительского конфликта
55. Поиск школьником смысла будущей профессиональной деятельности представляет собой …
• профессиональное самоопределение
56. Помощь на уровне предупреждения жизненных сложностей ребенка, его учебных или других перегрузок, экстремальных и стрессовых состояний, глубоких переживаний или даже расстройств составляет содержание такого вида психологической помощи как:
• психопрофилактика
57. Попытка исправить или «выправить» ту или иную психическую особенность, мешающую ребенку оптимально функционировать и хорошо себя чувствовать, поддерживать нормальные отношения с окружающими, составляет содержание такого вида психологической помощи как:
• психокоррекция
58. Потребность в обособлении в раннем юношеском возрасте реализуется:
• в общении и уединении
59. Презрительное, враждебное неприятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении подростка, составляет содержание
• негативной идентичности
60. При исследовании самосознания в подростковый период выявлено, что пятнадцатилетного подростка больше всего интересует:
• развитие способностей, умений и интеллекта
61. При исследовании самосознания в подростковый период выявлено, что четырнадцатилетнего подростка больше всего интересует:
• самооценка и принятие его другими
62. Психическая реальность, на которую направлено специальное психологическое воздействие составляет содержание
• предмета психологической коррекции
63. Психологи-практики сегодня наиболее успешно решают задачу по оказанию помощи юношам и девушкам в удовлетворении потребности в общении, используя
• Библиотерапию
64. Психологически подростковый возраст крайне противоречив и характеризуется:
• максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития
65. Развитие интересов подростков на первой возрастной стадии характеризуется:
• разбросанностью интересов
66. Развитием самосознания и формированием особого личностного образования — внутренней позиции, заключающейся в осознании себя в системе общественных отношений, характеризуется:
• младший школьный возраст
67. Расстройство эмоциональной сферы ребенка, которые влекут за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, блокирующую ее активность, составляет содержание
• невроза
68. Результатом психологической помощи подростку должно стать:
• адекватное представление о себе
69. Решение человека о ближайшей жизненной перспективе в профессиональном плане — это:
• профессиональный выбор
70. Самооценка моральных качеств в юношеском периоде в большей степени зависит от:
• социального статуса учащегося
71. Самооценка подростка формируется:
• под влиянием оценок других и результатов собственной деятельности
72. Синдром дисморфофобии наиболее часто наблюдается в возрасте
• юношеском
73. Совместное выполнение ряда дел, общий досуг, готовность к взаимопомощи характеризуют, по мнению И.В. Страхова, такую форму подростковых взаимоотношений как:
• общительность
74. Содержание психологической помощи при нормальном разрешении кризисов заключается в поддержке:
• смысловой
• эксзистенциальной
• эмоциональной
75. Стремление 10-11 ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значение через решение локальных задач характеризует (по Д.И. Фельдштейну):
• стадию «локально-капризного» процесса развития подростка
76. У детей дошкольного возраста возникают такие личностные новообразования, как:
• иерархия, соподчинение мотивов
• усвоение нравственных норм
77. У детей, которые запаздывают с поступлением в школу складывается и объективная, и субъективная готовность к школьному обучению, что вызывает:
• личностный дискомфорт от положения «маленького»
78. У старших школьников (по Д.Б. Эльконину) новообразованием является:
• мировоззрение и развитие самосознания
79. Умение принимать позицию других, сформированность личностной рефлексии и положительное отношение к себе являются факторами, которые влияют на развитие личности в период кризиса юности (по Г.С. Абрамова):
• благотворно
80. Устойчивая личностная особенность, возникающая при постоянном недовольстве учебной работой со стороны учителя и родителей, — это:
• тревожность
81. Устойчивый аффективный комплекс — чувство неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или, наоборот, чувство собственной значимости, компетентности, исключительности, — возникающий как ответ на цепь переживаемых ребенком неудач или успехов, — это:
• обобщение переживаний
82. Фактически не пользуются дефиницией «возрастные кризисы» сторонники
• теории социального научения
83. Факторы риска, а именно: психическая незрелость; сочетание инфантильности с аффективной возбуждаемостью и раннее проявление сенсуального влечения — оказывают влияние на психическое развитие в кризисный период
• подросткового возраста
84. Формирование жизненных планов у большинства юношей происходит:
• стихийно
85. Формирование отношения ребенка к себе и окружающим на основе оценок школьной успеваемости составляет содержание
• самооценки младшего школьника
86. Функцией взрослого в саморазвитии подростка является:
• ускорение процессов постановки целей саморазвития
87. Целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сферы и сферы произвольности ребенка, составляет содержание
• психологической готовности к школьному обучению
88. Чем старше и взрослее становится школьник, тем больше его воспитание превращается в:
• самовоспитание
89. Эффект размывания времени — это:
• обнаружение подростком неспособности строить планы на будущее
90. Юношеский возраст характеризуется:
• сохранением интереса к проблемам подросткового периода