Библиотековедение экзамен → ответы 2
21 Билет
1)Особенности развития библиотечной теории и практики в ссср в 30х годах 20 века
В 30-е гг. произошли более глубинные изменения в научных библиотеках. Это было связано с изменениями, происходившими в науке. Произошли изменения в классификации наук, так появилась социально-экономическая классификация. В связи с этим пришлось перестраивать работу библиотек. Введена новая структура обслуживания читателей, создание читальных залов в соответствии с новой классификацией наук. Например, историки были отделены от сети гуманитарных наук.
В исторический период между двумя мировыми войнами меняются масштабы библиотечного обслуживания на региональном и государственном уровне. «Ранее самостоятельная, развивающаяся «сама по себе» библиотека оказывается вовлечена в сложные процессы взаимодействия библиотек». (3, стр. 272) Прежде всего это было связано с необходимостью корпоративного использования библиотечных ресурсов, в том числе координации и кооперации в сфере комплектования.
В послевоенное время окончательно сформировалась сеть научных и специальных библиотек.
С бурным развитием науки, техники, промышленного и сельскохозяйственного производства повысилось значение научных и специальных библиотек в обслуживании ученых, инженерно-технических работников и других специалистов.
Для улучшения координации и методического руководства, информатизации научных библиотек на Государственную Библиотеку СССР им. В.И. Ленина была возложена обязанность общесоюзного методического центра для всех научных и массовых библиотек, а на Государственную публичную научно-техническую библиотеку СССР — для технических библиотек.
2)Библиотеки Европы в период Возрождения и реформации
Во второй половине XIV века в духовной жизни средневековой Европы возникает важный перелом, связанный с зарождением ранней буржуазной культуры (буд. Италия стала очагом зарождения капиталистических отношений). Первое течение, первая ступень — ступень Гуманизма (Петрарка, Бокаччо). Расцвета Эпоха Возрождения достигает в XV — XVI вв. и каждая страна внесла свой вклад в развитие Возрождения. Квинтэссенцией этой эпохи становится влияние церкви на античность (где главное — человек). Передача культурного наследия античности (империи Византиии и Арабских государств) в Европе. Гуманисты рассматривали (Пьер Паоло («Вердтелно» ???)), называли их «всеобщей кладовой знаний античных авторов». И он заявлял необходимость разыскания античных книг, мы должны передать наследие античности потомкам. Со второй половины XIV в. становится широкой ареной книгоискания. Страстными книгоискателями явл. итальянские гуманисты (Николо Николлли, Поджо Браччолини, Томадо Паллентучени) (НЕ УВЕРЕНА В ПРАВИЛЬНОСТИ ИМЁН!!!). Они занимались поиском книг, их переводом. Собирание памятников античной культуры быстро распространилось в Европе и очень скоро стало признаком культуры, модно. Собирали древние манускрипты, и монархи и учёные, и разбогатевшие буржуа (Медичи, Альфонс I Великолепный — король Неаполитанский, Федерико III, король Карл Мудрый). В Англии граф Глостер. Под влиянием эпохи стали заниматься собиранием и Римские Папы (кардинал Виссарион, Пий II, и другие представители католической церкви). Собирание книг в Ватиканскую библиотеку. Течение гуманизма было уже очень сильным и образованным. Усиление книгособирания в XV веке получает полные и верные списки всех книг древних латинян.
Лучшей библиотекой XIV века считается б-ка Петрарки. Сочинения Платона, Сенеки, Горация, Цицерона были в его библиотеке. Кроме того, он сам привозил древние рукописи или их переписанные копии, обожал Цицерона, самая крупная подборка его сочинений. Во Флоренции библиотека Николо Николи напоминала древние сочинения. Тратил своё состояние на книги. В 1447 г. он скончался и за долги хотели продать его библиотеку, но вмешался его друг, банкир Медичи и выкупил коллекцию книг.
Славлась коллекция Джованни Бокаччо, библиотека была небольшая но очень ценная. Он посещал древние монастыри. После смерти его коллекция попала в Флорентийский монастырь.
Б-ка герцога Курбинского, Фредерико II. Библиотекарь должен быть красноречивым и обеспеченным. Завещал свою библиотеку Ватиканской библиотеке.
22 Билет
1)Деятели отечественной науки и культуры 18 века о роли библиотеки в обществе
В 1774 г. М. Н. Муравьев издает «Похвальное слово Михайле Васильевичу Ломоносову», где дает восторженную характеристику его творчества и упоминает о необходимости публикации рукописей: «Я умалчиваю здесь о творениях его, более достойнейших быть изданными в свет, где бы усматривалось величие его намерения, проницания божественного ума, где бы явился в удивленных очах многочисленных сограждан не один в нем стихотворец, не один вития, не один природы испытатель, мудрец и мира гражданин, честный человек, сын Отечества, ревнитель добрых дел, рачитель общественного блага, Росс именем и делом».
Морозов о Ф. Прокоповиче
Говоря о Карамзине, эксперты вспомнили сказанное о нём Гоголем: «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять…»
Представление о том, что Радищев — не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности». Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева, над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева: «У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше».
Ко времени его избрания ректором имел 37 лет стажа библиотечной работы и оставался библиотекарем еще три года после ухода с поста ректора. В библиотеке Чеботарев не просто выдавал книги, но старался и руководить чтением студентов. Так, он написал работу «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению» (1779 г.) — советы для учащихся. Там он рекомендовал подбирать книги по определенной теме, последовательно их прочитывать по степени трудности (начиная с краткого обзора наук, постепенно повторяя до тех пор, пока не узнаешь «всего расположения той науки, в которой упражняться намерен»). Сторонник воспитания планового чтения, он советовал, как прочитывать отдельную книгу (читать оглавление, предисловие, делать выписки, анализировать прочитанное, сравнивать с другими источниками). Харитон Андреевич Чеботарев написал первый учебник с элементами библиографии — перевел «Введение в историю» И. Фрейера (1769 г.). Там он изменил авторское название на «Краткая всеобщая история» и, поскольку в учебнике не было раздела о русской истории, дополнил его «Кратким российским летописцем» М.В. Ломоносова и собственным предисловием, где выразил свои взгляды на преподавание истории. Предисловие содержало критический библиографический обзор существующих пособий по истории, трудов, на которые в учебнике есть ссылки В конце книги Чеботарев поместил предметный указатель. Написал он и учебник по географии.
2) Библиотеки Византии
в 395 г. в результате распада Римской империи образовалась Византия. В 330м г. из Рима решено перенести столицу на восток. Попробовали освоить г. Никомидию. В 330 г. нашли г. Византий ( назв. позже — Константинополь).
Особенности:
— уникальная встреча запада и востока
— идеи первоначального христианства стали основой единения православия в Византии
— рубеж с которого началась Виантийская культура был очень крепким
Расцвет Византии приходится на правления императора Юстиниана.Он написал «Новеллы Юстиниана». «Единое государство, единый закон, единая религия.»
В 529 г. закрыта академия по приказу Юстиниана. В Константинополе продолжают функционировать публичные школы. С середины IX до конца X — высшая магноварская школа (готовили правоведов).
1045 г. до конца XII в. — Константин. университет (возобновил деятельность в 70х гг XIII в.)
Создана Патриаршая школа и мед. школа. Крупные культурные центры Византии — монастыри.Патриаршая библиотека — 35000 томов. Патриарх Фотий- библ. из 12000 томов. Создал трактат » Библиотека».
С IX в. Константинополь — центр книжной торговли. Одна из первых библиотек — Константинопольская публичная библиотека. Сгорела и была восстановлена императором Юноном и являлась императорской. Литерратура на греческом и латинском языках. Терро Тофура путешествовал, по его записям можно судить об артихектуре Византии. Константинополь был взят в 1453 г.
22. Возникновение национальных библиотек, развитие их типологических особенностей и функций
Национальная б-ка — это гл. универс. или специализир. б-ка гос-ва или республики в составе Федерации, обеспечивающая потребности гос-ва или республики в нац. и мир. док-ах. Возникновение и развитие НБ обусловлены образованием нац. государств, это одна из форм удовлетворения потребности нации в консолидации достижений отечественной культуры.
Соц. назначение НБ — их деят-ть подчинена интересам гос-ва в целом, они финансируются гос-ом, их ответ-ть не ограничивается каким-либо регионом.
Функции НБ: Основные (типологические) ф-ции:
1) Формир. фонда отечеств. док-ов – осущ-ся совместными усилиями кр. б-ек и инф. учр. страны – совокупный нац. фонд отеч. док-ов. Также комплектование произв-ий (оригиналов и переводов) отеч. авторов и выехавших из страны, чьи работы изданы за рубежом, а также работ иностр. авторов о данной стране – в сотрудничестве с зар. б-ми, органами инф-ии путем участия в межд. книгообмене. Полный б/граф. учет док-ов с общегос. по территории и универс. по тематике, видам и языкам охватом (нац. б/графия, нац. сводный каталог отеч. и иностр. док-ов; в РФ текущий гос. б/граф. учет ведет РКП);
2) Создание источников б/граф. инф-ии и б/граф. обслуживания — реализуется на основе фондов и спр.о аппарата РГБ: орг-ция информативного обеспечения ученых, спец-ов; использ. форм научно-инф. дея-ти (подготовка и распр-ие обзорно-аналитич. инф-ии, создание и эксплуатация отраслевой автоматиз. инф.-поисковой системы).
3) Обслуживание читателей, кот. строится на принципах общедоступности и приоритетности.
4)Участие в развитии биб. дела страны: централизация биб. процессов (каталогизация, систематизация, книгообмен, депозитарное хранение, МБА), координация деят-ти б-ек, метод. работа (разработка, внедрение и соверш-ие осн. метод. принципов деят-ти б-ек страны; стандартизация в области биб. дела и б/графии), повышение квалификации кадров биб. работников.
Дополнительные ф-ции: формир. фонда неопубл. док-ов (рукописей, отеч. диссертаций, мат-лы по культуре и искусству (депонированные рукописи, отчеты по НИР и др.) и др.
Виды НБ. В РФ функционируют две НБ общегос. значения: РГБ в Москве и РНБ в С.Петерб.
Российская гос. библиотека (РГБ) – национ. федеральная б-ка, крупнейшая в Европе, вторая в мире после Б-ки Когресса США. Это научн. центр в области библ-ия, б/графоведения и книговедения. По ее инициативе создана и успешно работает Биб. ассамблея Евразии, благодаря кот. осущ-ся обмен инф-ей с др. б-ми стран СНГ. Поддерживает связи с б-ми разных стран и междун. проф. орг-ями: ИФЛА, ЮНЕСКО. Как центр. отрасл. орган Росинформкультуры Б. осущ-ет все виды инф. деят-ти.
Российская национальная б-ка (РНБ) – старейшая гос. универс. Б. страны, одно из крупнейших в мире инф.-б/графич. учреждений, рос. центр науч.-исслед. и науч.-метод. работы в области библ-ия, б/графии и книговедения. Осн. в 1795 Екатериной II как Имп. Публ. б-ка и нац. книго-хранилище. Явл. членом межд. проф. сообщества. Осн. проблемы, кот. решает сегодня Б.: разработка стратегии развития в 21 в.; стратегия отд. направлений деят-ти; развитие проектной деят-ти; обновление политики формир-ия биб. фондов; реализация Нац. программы сохранности биб. фонда; участие в формир. и реализации гос. биб. политики в РФ. Проекты: RUSMARC, Центр Либнет, Арбикон.
В РФ к специализированным НБ м.б. отнесены: Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ), Государственные центральные научно-медицинская (ГЦНМБ), Научно-сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ).
По территор. разделению ответ-ти региональную разновидность НБ в РФ представляет республиканская б-ка, деят-ть кот. подчинена соц., культ. и полит. задачам конкр. республики в составе РФ. Статус НБ выражается в усилении их роли как наиболее полного хранилища нац. печати и лит-ры о республике, активизации работы по созданию б/графии нац. печати, превращении, с учетом местных условий, в центр текущей нац. б/графии, а также в становлении их как метод. центров по работе б-ек с нац. лит-ой и в помощь изучению нац. языка.
23. Мероприятия по восстановлению библиотек в ссср и их развитие после вов.
После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ приступил к мирному созидательному труду. Одной из важнейших задач Советского государства в послевоенный период стало восстановление и дальнейшее развитие сети библиотек, широкое развертывание библиотечного обслуживания населения.
Скорейшему восстановлению библиотечной сети в послевоенные годы значительно содействовал Государственный фонд, который с 1943 по 1947 года направил в библиотеки Советского Союза свыше 13 млн. книг.
В 1945 г. в РСФСР и других союзных республиках была проведена государственная регистрация библиотек, позволившая выявить действительное состояние их сети. Она показала, что в РСФСР около 50% районных библиотек имели фонд менее 5тыс. книг каждая и 62,7% сельских библиотек– до 1 тыс. Такое же неудовлетворительное положение было выявлено при проверке детских библиотек.
На основе государственных заданий в каждой республике был составлен пятилетний план, предусматривавший полное восстановление библиотечной сети и некоторое увеличение числа массовых библиотек по сравнению с 1941г. В РСФСР была поставлена задача в 2-3 года увеличить фонды каждой сельской библиотеки не менее чем до 3тыс. экземпляров, районной – до 10тыс., детской – до 20тыс., областной (краевой)– до 100тыс. экземпляров.
В 1948г. 55 библиотек-автомобилей в 24 областях (краях) и автономных республиках РСФСР охватили библиотечным обслуживанием свыше 1,7тыс. сельских населенных пунктов, привлекли к чтению около 46тыс. читателей, которым выдавали около 310тыс. книг. Эта форма обслуживания сельского населения постоянно развивалась в последующие годы.
Большое внимание библиотечному строительству на селе стали уделять колхозы. По инициативе Омской области, где уже в 1949г. почти все колхозы открыли библиотеки, движение за создание сети колхозных библиотек охватило Воронежскую, Костромскую, Московскую, Ростовскую и др. области РСФСР. Был организован массовый сбор книг для новых сельских и колхозных библиотек. В РСФСР только в 1949 г. собрали около 3 млн. изданий.
В результате принятых мер в РСФСР уже в 1948г. сеть районных и окружных библиотек по сравнению с 1941г. составила 112% и сельских 97,9%. В этом же году сеть городских и детских библиотек по сравнению с довоенным периодом увеличилась на 16-22%. К началу 1950г. сеть массовых библиотек Комитета по делам культурно-просветительских учреждений РСФСР превысила довоенную более чем на 2тыс.
В целом по сравнению с довоенным периодом число массовых библиотек в СССР увеличилось почти на 28тыс., а их книжный фонд – почти на 60млн. экземпляров. В конце 1950г. в СССР уже было 351,1тыс. библиотек всех видов с книжным фондом 714млн. экземпляров.
В 1953г. руководство сетью государственных массовых и республиканских библиотек было возложено на образованные в СССР и союзных республиках министерства культуры, призванные координировать работу библиотек различных ведомств и организаций. Создание министерств культуры способствовало дальнейшему подъему библиотечного дела, усилению государственного контроля за работой библиотек, упорядочению их сети и более равномерному размещению по территории страны.
Начало перестройке работы библиотек в соответствии с новыми историческими задачами положило постановление ЦК КПСС “О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране”, которое вышло в 1959г. Постановление указало на неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, а также работы по подбору и воспитанию библиотечных кадров.
Определяя пути улучшения библиотечного дела в стране, ЦК КПСС возложил на Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик методическое руководство библиотечным делом и координацию деятельности библиотек всех ведомств, организаций и колхозов. Для осуществления государственного контроля за работой библиотек при Министерстве культуры СССР была организована Главная библиотечная инспекция.
Постановление наметило меры по улучшению комплектования библиотечных фондов, подготовки кадров, особенно для научных, вузовских и специальных библиотек, по развитию научно- информационной и рекомендательной библиографии, строительству и оборудованию библиотек, организации централизованной классификации и каталогизации книг и др.
Одним из важнейших направлений совершенствования библиотечного дела в стране явилась централизация сети библиотек. По инициативе Министерства культуры РСФСР с начала 1966г. был организован эксперимент по централизации сети массовых библиотек в Липецке, Нижнем Тагиле и Шахтах.
В 1966г. Министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили “Примерные положения организации единой сети массовых библиотек”, которые обязали республиканские министерства культуры совместно с советами профсоюзов разработать с учетом национальных, природно- географических, экономических и культурных особенностей основные положения об объединении в единую сеть всех массовых библиотек республики и утверждать их в установленном порядке.
Эксперимент по объединению ранее самостоятельных массовых библиотек в единую библиотечную систему с общим книжным фондом и штатом работников, единым административным и хозяйственным руководством, централизованным комплектованием и обработкой литературы, выделение центральных библиотек и реорганизация всех других в ее филиалы дали положительные результаты. Во всех городах и районах, где проводилась централизация, заметно улучшилось комплектование и использование фондов, стали внедряться экономичные и прогрессивные методы обслуживания книгой всех групп населения, повысилась организующая роль центральных библиотек, их ответственность за состояние библиотечной работы в регионе.
К началу 1974 года централизация сети государственных массовых библиотек была осуществлена более чем в 140 городах и сельских районах восьми союзных республик.
Одновременно началась централизация сети профсоюзных библиотек. Прогрессивная форма организации библиотечной сети быстро завоевывала всеобщее признание у читателей и библиотечных работников.
Важным достижением советского библиотечного строительства в 60-е гг. явилось создание сети самостоятельных юношеских библиотек. В октябре 1966г. была открыта Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР- научно-методический центр для библиотек, работающих с юным читателем. В начале 70-х гг. в РСФСР работало уже 25 самостоятельных юношеских библиотек.
На основе исторических решений 25 съезда КПСС и постановления ЦК КПСС “О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе” (май 1974г.) в десятой пятилетке была развернута серьезная работа по совершенствованию библиотечного дела в стране, справедливо квалифицированная как новый этап библиотечного строительства в СССР.
Этот этап прежде всего характеризуется укреплением и дальнейшим развитием междуведомственных связей в библиотечном деле, усилением координации и кооперирования деятельности библиотек. Образованная в 1975г. по решению правительства Государственная межведомственная библиотечная комиссия при Министерстве культуры СССР на своих заседаниях обсудила проблемы организации единой системы библиотечного обслуживания населения в СССР. На первом заседании (июнь 1976г.) был утвержден план работы комиссии, одобрены проекты координационного плана научно-исследовательской работы по БВ, теории библиографии и книговедению на 1976-1980гг. и ”Положение о международном абонементе библиотек Советского Союза”. Библиотечная комиссия образовала экспертную группу по подготовке проекта “Основных направлений развития БД в стране на 1976-1980гг.”, а также обсудила насущные проблемы механизации в библиотеках и органах информации.
Второе заседание Государственной межведомственной библиотечной комиссии (январь 1977г.) одобрило проект ”Основных направлений развития БД в стране на 1976-1980гг.” Одобренный Государственной межведомственной комиссией документ “Основные направления развития БД в стране на 1976-1980гг.” наметил конкретные меры по дальнейшему подъему библиотечного обслуживания населения.
Важной особенностью нового этапа библиотечного строительства явилось осуществление ленинской идеи создания в стране планомерно организованной сети библиотек. В десятой пятилетке планируется завершить централизацию государственных массовых библиотек и создать около 4тыс. централизованных библиотечных систем. В 1980г. будет создано 3тыс. профсоюзных и 720 межсоюзных с цеховыми филиалами на крупных предприятиях. Централизация будет активно внедряться в сеть научных, технических и специальных библиотек.
Решения июньского (1983г) Пленума ЦК КПСС выдвигают перед библиотеками как идеологическими и информационными учреждениями требование поднять свою деятельность на уровень больших и сложных задач, которые решаются партией в процессе совершенствования развитого социализма.
В культурном потенциале страны важное место принадлежит книжным фондам библиотек. Совокупный книжный фонд библиотек всех типов и видов различной ведомственной подчиненности достиг в 1983г. объема в 5млрд. экз.
Изыскивая пути совершенствования своей идеологической, воспитательной, пропагандистской, культурно-просветительной и информационной деятельности в соответствии с решениями июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС, библиотеки, методические центры и органы культуры должны учитывать постоянный рост информированности советских людей, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки. Именно этим обусловлены новые, высокие требования к работе библиотек по комплектованию, организации, пропаганде, использованию и сохранности фондов.
Основное содержание этой работы определено совместным приказом Госкомиздата СССР и Министерства культуры СССР от 1 марта 1982г. ”О мерах по улучшению комплектования и использования книжных фондов библиотек” и приказом Министерства культуры СССР от 18 февраля 1983г. ”О серьезных недостатках в работе некоторых органов культуры и подведомственных им библиотек по использованию, комплектованию и сохранности книжных фондов”. Главной целью ее становится улучшение использования библиотечных фондов.
Органы культуры, выполняя приказ Министерства культуры СССР от 18 февраля 1983г., обязаны организовать плановое инспектирование работы библиотек по использованию книжных фондов, в первую очередь общественно-политической, производственной и художественной литературы. В течение 1983-1984гг. надлежит проверить в каждом регионе не менее 25% ЦБС, широко используя для этого взаимопроверки библиотек.
Основными способами изучения использования фонда служат статистический анализ и просмотр книг на полках, сопровождающийся подсчетом количества выдач.
13 марта 1984г. в свет выходит “Положение о библиотечном деле в СССР”. Основным принципом организации библиотечного дела в СССР, законодательно закрепленным в Положении, является объединение библиотек в единую систему, плановое их развитие и рациональное размещение на территории страны с учетом особенностей и перспектив развития отдельных регионов и отраслей народного хозяйства. В Положении отмечено, что в основе организации, развития и функционирования единой системы лежит централизация- объединение библиотек в ведомственные (отраслевые) или межведомственные (межотраслевые) системы. В связи с этим органы руководства библиотечным делом должны усилить внимание к вопросам совершенствования работы библиотек в условиях централизации.
“Положение о БД в СССР” определило основы организации и функционирования единой системы библиотек нашей страны, цели и перспективы её далнешего развития. Законадательно установлена необходимость согласования профилей комплектования фондов библиотек, совместной организации научно- методической, справочно- библиографической и научно- исследовательской работы, использование технических средств, осуществления иных форм координации и кооперации работы, независимо от подчиннёности в масштабах города, района, автономного округа, автономной области, края, а также отдельных отраслей народного хозяйства. Таким образом, объективно существующая тенденция к объединению средств и усилий библиотек в организации обслуживания населения на территориальном уровне получила юридическое обоснование.
В 1988г. в стране насчитывалось 330тыс. библиотек с общим фондом в 5,6 млрд. ед. хр., которые обслуживают 220млн. человек. Среди них 110тыс. библиотек системы Министерства культуры СССР с книжным фондом 1,7 млрд.ед.хр. Однако массовыми библиотеками всех ведомств пользовалось 54% населения. Это свидетельствует о том, что существующие формы и методы работы с населением в ряде случаев не соответствует сложившейся социально- культурной ситуации , не отвечает возросшим духовным потребностям населения.
В 1989г. с участием ояда министерств подготовлена межотраслевая программа создания технических средств для учреждений культуры на 1989- 1995г.г. Ставится задача увеличитьпроизводство, расширить ассортимент оборудования, резко повысить технико- экономические характеристики изделий. Реализация программы будет означать внедрение в библиотечную практику виделтехники, компьютеров, светого оборудования и других технических достижений.
Происходящие в стране сложные процессы в сфере межнациональных отношений требует более пристального внимания библиотекарей к этому направлению идейно- воспитательной работы. Отсюда повышенная значимость проблемы языкового состава книжных фондов, обеспечения каждому гражданину условий для пользования литературой и на родном языке, и на русском как языке межнационального общения. Нужно наладить межреспубликанский обмен литературой в соответствии с конкретными потребностями, создать условия для двуязычного и трёхъязычного чтения.
Одно из перспективных направлений курса партии и правительства на обновление жизни советского общества- насыщение рынка разнообразными услугами, более гармоничное удовлетворение спроса трудящихся с помощью платных услуг. Опираясь на официальные указания Министров СССР о коренной перестройке сферы платных услуг населению, Министерство культуры СССР в 1987- 1988г.г. организовало эксперимент в 13-ти базовых библиотеках, в том числе и в ЦГБ Москвы, Риги, Барановичи Брестской области. Его цели- определение наиболее приемлемых и для библиотек и для населения платных услуг, обработка финансового и правового механизма внедрения услуг в библиотечную практику.
Эксперимент вызвал широкий интерес в библиотечной среде. Почти повсеместно к эксперименту подключились многие библиотеки, в том числе и массовые.
Начиная эксперимент, министерство ясно сознавало, что оказание платных услуг населению не является основной деятельностью библиотек, ибо Положение о БД в СССР закрепило ленинские принципы бесплатного пользования библиотеками в нашей стране. Речь, следовательно, идёт лишь об отдельных видах платных услуг, что предусмотрено в Положении.
Эксперимент показал, что, имея свои заработанные деньги, библиотеки получили шанс расширить хозяйственные отношения с различными предприятиями, организациями как производственной, так и непроизводственной сферы. Эксперимент позволил библиотекам для участия в массовых мероприятиях приглашать известных артистов, учёных, специалистов, профессиональные творческие коллективы. Благодаря платным услугам повышается авторитет библиотек. Это и закономерно, поскольку библиотеки получиливозможность обновить свои фонды, сделать доступной литературу повышенного спроса.
Хорошие предпосылки к повышению качества комплектования библиотечных фондов создало совместное постановление коллегией Министерства культуры СССР и Госкомиздата СССР “О состоянии и мерах по улучшению обеспечения библиотек книгами” (от 13 января 1989г.)
Прежде всего, обнадёжывается главная установка документа: “В течении 1989- 1993г.г. силами издательств, организаций книжной торговли и органов культуры осуществить мероприятия, обеспечивающие в основном обновление фондов современной литературы за счёт более полного удовлетворения заказов библиотек на книги повышенного спроса.”
Решено улучшить содержание и полиграфическое исполнение серии ”Школьная библиотека”.
Для городских, районых ЦБС будут выпущены важнейшие официальные и справочные энциклопедические издания, это позволит полнее удовлетворять правовые, научно- технические и общекультурные информационные потребности самых широких слоёв населения.
Глубокие преобразования в социально- политической и культурной жизни страны в 1990г. привели в движение теорию и практику БД, обнажили многие проблемы отрасли. С одной строны, библиотечная система страны характеризуется довольно высокими количественными показателями: 326тыс. библиотек располагают огромным книжным фондом- 5,6 млрд.ед.хр.; по среднему числу книг, библиотек и их работников на тысячу жителей мы занимаем лидирующее место в мире. Однако с другой стороны- уровень услуг населению, информационного обслуживания запросов науки, производства, образования, культуры- с точки зрения мировой практики во многом выглядит архаично. Здесь произошло ухудшение основных качественных показателей.
Ключевая проблема БД- совершенствование системы книгообеспечения, взаимосвязей библиотеки, читателей и книжной торговли, ибо от содержания фондов, в конечном счёте, зависит, насколько полной эффективно смогут библиотеки обеспечивать всему населению доступ к достижениям отечественной и зарубежной книжной культуры, насколько действенно они будут способстовать решению задач обновления общества.
Трудности, возникающие в ходе перестройки, в значительной степени связаны с несоответствием материально- технической базы и технологии БД современным требованиям общества.
Важнейшей составной частью перестройки БД является подготовка и внедрение автоматизированной информационно- библиотечной системы Мимнистерства культуры СССР, куда вошли 44220 библиотек всесоюзного, республиканского и областного уровней, а также центральные библиотеки ЦБС. Внедрение этой системы даствозможность пользоваться удобными современными видами информационных услуг, приблизить доступ удалённым банкам данных.
Стержнем всей государственной политики, направленной на всемирное развитие, перестройку библиотечной системы, становится подготовка и использование кадров, создание для их плодотворной деятельности необходимых материальных и бытовых условий. Растёт неудовлетворённость условиями и оплатой труда, неясностью перспектив изменения положения дел к лучшему, медленно внедряется стимулирование эффективного труда библиотекарей, нерешимыми остаются вопросы социально- бытового обеспечения.
Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что за последние годы существенно снизился социальный престиж библиотечной профессии.
В развитии библиотечной системы страны накопились проблемы, требующие неотложного решения. Крайне неудовлетворительным является состояние крупнейших библиотечных услуг, сокращается пополнение библиотечных фондов. В критическом положении находятся многие шедевры книжного и рукописного искусства, являющиеся памятниками мировой и отечественной культуры, национальным достоянием всего человечества. В связи с этим 13 апреля 1991 года вышел указ Президента СССР “О неотложных мерах по развитию крупнейших библиотек страны”. В указе уточнены источники и объём финансирования библиотек, сроки исполнения намеченных работ.
С 1991г. начато внедрение автоматизированной системы во многих областных и республиканских библиотеках. Автоматизация является весьма дорогостоящим и сложным в организационном плане мероприятии. Поэтому приступить к автоматизации всех региональных библиотек России сразу не представляется возможным. Сложность внедрения современных информационных технологий обусловлена, прежде всего, ничтожным техническим потенциалом отрасли, а также недостатком необходимых ресурсов- финансовых, материальных, трудовых.
33. Становление Отечественного библиотековедения в 19в.
К концу XVIII началу XIX в. в мире уже сложились основные предпосылки для возникновения библиотековедения как науки: накопилась достаточно богатая эмпирическая база, оформились некоторые важные идеи, которые могли бы быть положены в основу новой науки. Развитие науки и культуры, промышленного и сельскохозяйственного производства содействовало возникновению новых научно-исследовательских учреждений и учебных обществ, высших и средних специальных учебных заведений, что в свою очередь потребовало расширения сети научных и специальных библиотек. В 1862 году открывается Публичная библиотека Румянцевского музея в Москве, её книжный фонд, благодаря добровольным пожертвованиям составляет 500 экземпляров, средняя годовая посещаемость в 1883 — 1896 годах составила около 27,5 тысяч. Публичные общественные библиотеки оказывали известную помощь читателям в самообразовании и чтении. В некоторых из них устраивались публичные лекции, литературные вечера и чтения, платные концерты и спектакли, средства от которых использовались на содержании библиотек.
В Москве создаются библиотеки — Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Политехнического, Исторического музеев. Значительно расширила свою деятельность Публичная библиотека в Петербурге, насчитывавшая к концу XIX века около 2,1 миллиона книг, 14,3 тысяч читателей. Значительно выросли фонды университетских библиотек, с 1863 года вузы получили право выписывать иностранные издания, посторонние лица получили доступ к их фондам при помощи залогов.
Неудовлетворительно организовывалось библиотечное обслуживание студентов, которые могли получать литературу «научного содержания» лишь по рекомендации профессора и с разрешения администрации, эти меры породили образование нелегальных студенческих библиотек в Петербургском, Московском, Казанском, Дерптском университетах.
Появление революционных рабочих кружков в начале 70-ых годов XIX века повлекло за собой возникновение рабочих нелегальных библиотек. Первое учреждение такого характера появилось в конце 1872 — начале 1873 года в Петербурге при рабочем кружке на Выборгской стороне. Фонд этой библиотеки состоял из нелегальной литературы — произведения революционеров-демократов, народнические брошюры, книги писателей-шестидесятников. В 1874 году жандармы разгромили кружок и уничтожили значительную часть библиотеки.
Образование нелегальных рабочих библиотек усилилось после возникновения первых рабочих политических организаций, «Южнороссйский союз рабочих» открыл несколько на машиностроительном, чугунолитейном заводах, в железнодорожных мастерских Одессы и Ростова-на-Дону. Одной из самых крупных нелегальных рабочих библиотек была библиотека «Северного союза русских рабочих» в Петербурге, которая ставила своей целью политическое воспитание рабочего класса для борьбы самодержавием и буржуазией. Чтение помогало рабочим освобождаться от народнических иллюзий, способствовало развитию классового самосознания.
Рост рабочего движения в России в 80-ые годы создал предпосылки для распространения марксизма и зарождения социал-демократического движения. Первые нелегальные марксистские библиотеки, начавшие свою деятельность с произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, появляются в Петербурге.
Марксистские кружки применяли самые разнообразные формы продвижения книги к трудящимся, организовывались чтения и обсуждения книг и периодических изданий, составлялись программы для самостоятельного чтения и рекомендательные каталоги.
Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», основанный В.И. Лениным в 1895 году стал одним из ведущих источников распространения марксистской литературы.
Рост освободительного движения оказал серьезное влияние на формирование прогрессивной библиотечной мысли, на оценку роли библиотек и чтения в обществе, на распространение принципа общедоступности в библиотечном деле.
В целом библиотечное дело во второй половине XIX века продолжало сильно отставать от растущих потребностей народа в книге. Сеть научных, публичных и народных библиотек была недостаточной, материальное положение большинства из них оставалось неудовлетворительным. Все острее чувствовалась необходимость коренных преобразований, устранение реакционных законов и правил, ограничивших и стеснявших библиотечное дело.
42. Взгляды просветителей на роль книги и библиотеки в обществе: их влияние на развитие библиотечного дела.
Дени Дидро (1713 – 1784) французский философ-просветитель
Д. Дидро был инициатором издания многотомной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», ставшей своеобразным манифестом эпохи Просвещения. В общей сложности книжной теме посвящено более 10 страниц второго тома «Энциклопедии». Дидро говорил: «Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства». Он считал что, во-первых, книги читаются с пользой для ума и дела; во- вторых, владеют книгами не только для себя, но и для других, охотно и безоговорочно нужно делятся ими с другими. Большое значение придавали авторы «Энциклопедии» библиотекарю.
В «Энциклопедии» он определяется как человек, который поставлен для сохранения, попечения, Содержания в добром порядке и увеличения числа книг библиотеки.
Идеи эпохи Просвещения подготовили качественные перемены в развитии библиотечного дела.
Габриэль Нодэ (1600 – 1653) французский ученый, книговед
Еще студентом медицинского факультета Сорбонны Нодэ начал работать библиотекарем одного из французских аристократов.
В 1627 г. опубликовал книгу «Советы для устройства библиотек», получивший широкую известность в Европе. Это был первый труд в истории библиотековедения с изложением принципов формирования фонда и требований к составлению каталогов и библиотечной классификации.
Идеальная библиотека, писал Нодэ, создается по правилу:
“Каждый должен найти в ней то, что он ищет”. Само это положение подразумевало, что библиотека, принадлежащая одному, должна быть доступна для других.
Девизом библиотеки Нодэ были слова “Открыто для всех желающих войти сюда для занятий”. Единственным оправданием огромных расходов на содержание библиотеки может быть передача культурных богатств в общественное пользование.
Нодэ считал, что библиотекари не должны «походить на тех скряг, которые никогда не удовлетворены своими богатствами». Они должны понять, что книги, как и все вещи, «должны оцениваться по выгоде и пользе, которые из них можно извлечь». В этой связи он придавал огромное значение правильной организации библиотеке и, в первую очередь, целесообразной расстановке библиотечных фондов. Без этого «все наши изыскания были бы напрасными, а ниш труд бесплодным». Если книги плохо организованы, то даже собрание в 50000 томов нельзя назвать библиотекой, как толпа в 30000 человек без организации и командиров не является армией.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) выдающийся немецкий ученый- философ
Получив блестящее университетское образование, Лейбниц начал работать библиотекарем известного немецкого библиофила майнцкого дипломата Бойненбурга. Здесь Лейбниц начал составлять полугодовые каталоги книг и затем сводить воедино всю эту библиографическую информацию в кумулятивный указатель
«Перечень человеческих знаний, содержащихся в книгах».
Позже Лейбница перешел на дипломатическую службу, но не забывал своих библиотечных интересов (будучи во Франции ознакомился с организацией Королевской библиотеки, был дружен с французскими библиофилами ,изучал труд Г. Нодэ «Советы по устройству библиотеки».
По возвращению в Германию, был назначен библиотекарем, а затем и директором Вольфенбюттельской библиотеки. Ее создателем был герцог Август Вольфенбюттельский. В настоящее время в фондах библиотеки числится около 1 млн. книг (в том числе 12000 рукописей). Страсть герцога Августа к чтению была столь велика, что по его инициативе был создан специальный механизм – «книжное колесо».
Принципы библиотечного дела, сформулированные Лейбницем:
необходимость постоянного комплектования библиотеки. В докладе герцогу, Лейбниц писал: «пополнение также необходимо библиотеке, как пища живому организму». Благодаря ученому впервые в истории немецкого библиотечного дела была утверждена смета библиотеки (хотя и в очень урезанном виде: вместо 1000 – 200 талеров в год).
Создание условий для использования книжного фонда читателями:
◦ раскрытие фонда через алфавитный каталог;
◦ организация читального зала (создан при Лейбнице);
◦ усовершенствование системы расстановки фонда (в 1700 г. Лейбниц разработал проект библиотечной классификации)
◦ создание комфортной библиотечной среды. Ходатайствовал о том, чтобы хоть в одной из библиотечных комнат было утроено отопление и освещение, так как «зимний холод и тьма служат поводом к ничегонеделанью». (Пожелание было выполнено спустя 100 лет после смерти ученого).
Первой среди университетских библиотек Германии максимально полно претворила в жизнь идеи Лейбница об общественной роли библиотек и тем самым сбросила груз средневековых традиций была библиотека Геттингенского университета. Комплектование фонда осуществлялось систематически и по тщательно продуманному плану. Фонд был отражен в алфавитном и систематическом каталогах.
Библиотека работала ежедневно и все без исключения желающие могли пользоваться книгами в читальном зале и на абонементе. Таким образом, благодаря тщательной подборке книг и прекрасной организации дела библиотека Геттингенского университета не имела себе равных в Германии.
Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) немецкий поэт, философ
Гете занимал различные посты: руководил комиссией по улучшению дорог и судоходства, возглавлял военную комиссию, увлекался горным делом и восстанавливал каменоломню, занимал должность начальника департамента финансов, был первым министром Саксонии-Веймара.
С 1797 г. был комиссаром Верховного управления учреждениями по искусству и наукам. В его ведении находились Йенский университет его библиотека, музеи, придворный театр и герцогская библиотека. Она представляла собой достаточно упорядоченную книжную коллекцию.
- Фонд ее составлял около 11 тыс. томов.
- В отличие от большинства немецких библиотек она имела небольшой, но постоянный бюджет и штатную должность библиотекаря.
- Фонд содержался в образцовом порядке и был отражен в алфавитном и систематическом каталогах.
- Располагалась библиотека в специально для нее построенном здании.
Гёте уделял большое внимание комплектованию библиотеки, считая, что она должна быть энциклопедической (т. е. универсальной) научной библиотекой.
Использовались традиционные каналы комплектования (через книжные лавки и книжные аукционы). По инициативе Гете библиотека стала получать обязательный экземпляр всех выходящих в Веймаре изданий. Гете сам внимательно изучал каталоги аукционов и ярмарок, рекомендовал к приобретению те или иные книги; откликался на просьбы читателей о приобретении какого-либо издания, отсутствующего в фондах; лично просматривал присланные книги и принимал решение об их покупке или отказе от покупки. Фонд Веймарской библиотеки увеличился при Гёте с 11 тыс. до 122 тыс. экз.
Из особо редких и ценных изданий по замыслу Гете был организован «библиотечный музей» («музей книги»). Дублетные издания по инициативе Гёте стали продаваться на специально организованных книжных аукционах, вырученные средства использовались для дальнейшего пополнения книжного фонда. Ввел учет книг, выданных читателям (книги читателям в то время выдавались без записи, или запись велась небрежно, на отдельных листах; за соблюдением сроков возврата книг никто не следил). Гёте обязал библиотекарей вести специальные журналы учета выданных книг и строго следить за соблюдением сроков пользования книгами, посылать им письменные напоминания.
Бенджамин Франклин (1706 – 1790) американский просветитель, ученый
В 1727 г. основал в Филадельфии собственную типографию и дискуссионный кружок ремесленников и торговцев «Клуб кожаных фартуков», превратившийся в 1743 г. в Американское философское общество. В 1731 г. основал первую в Америке публичную
библиотеку. Идея подписной библиотеки Франклина получила широкое распространение, и вскоре во многих американских городах стали создаваться подобные
библиотеки. Подписная библиотека Франклина – прямая предшественница современной американской публичной библиотеки. Хотя подписные библиотеки, в отличие от публичных, были предназначены в первую очередь для подписчиков (такая библиотека спонсировалась каким-то обществом), они стали переходной ступенью к библиотекам общественным, предназначенным для любого желающего.
Создание подписных библиотек было прогрессивным явлением в библиотечном деле.
Эти библиотеки коренным образом отличались от прочих библиотек составом фондов, ориентированных на повышение уровня образования и практической деятельности подписчиков; более широким кругом пользователей. Подписная библиотека знаменовала собой начало отказа от книгохранилищного уклона в библиотечном деле, который господствовал в то время в библиотеках Старого и Нового Света, хотя окончательный отказ от книгохранилищного уклона произошел только в XIX веке. Одновременно с подписными библиотеками, в XVIII в. создавались и абонементные библиотеки. За право пользования книгами читатели вносили определенную (обычно повременную) плату.
Это были коммерческие предприятия, которые открывались при книжных магазинах,
типографиях, универсальных магазинах. Американские просветители в лице Б. Франклина акцентировали внимание на практическом развитии принципа общедоступности библиотечной книги. Однако до конца XVIII в. ни одна американская библиотека не была публичной в том смысле, что она бесплатно обслуживала всех жителей общины и существовала на общественные средства.
41. Влияние библиотек на общественное развитие России во 2-1 половине 19в.
Тяга к знаниям у жителей России выразившаяся в книгоиздательской, журнальной и газетной деятельности, положительно повлияла и на развитие библиотек, сеть которых начала быстро возрастать во второй половине XIX века Если в первой половине XIX века русское общество пользовалось книгой в значительной степени из частных собраний, то во второй половине XIX века на первый план выходят библиотеки: общественные, публичные, и читателями становятся люди самой разной сословной принадлежности. Не только в столичных, но и в ряде губернских и уездных городов создавались публичные библиотеки. Министерство народного просвещения дало разрешение открыть для общего пользования библиотеки уездных училищ. Большую помощь в этом деле оказали земства, организовавшие с помощью частных пожертвований тысячи народных читален при сельских школах. Публичные библиотеки, особенно в провинции, играли главную роль в распространении книги. Так, в 1860 году их было 38, а в 1861 году — 43.
Устройством публичных библиотек стали в 60-х годах заниматься различные общественные организации, среди них «Общество для распространения полезных книг», «Комитет грамотности», основанный при «Вольном Экономическом обществе» и др. Они создавали библиотеки, читальни, книжные склады, занимались и даровой раздачей книг, частично пожертвованных ревнителями просвещения. Так, в 1861 году неизвестное лицо, изъявив «свое сочувствие делу народного образования», оставило в подъезде дома «Вольного Экономического общества» тысячу экземпляров русской и славянской азбук для передачи «Комитету грамотности». Сеть библиотек и читален росла и в столичных городах. В 1887 году в Петербурге на Рузовской ул. на средства знаменитого путешественника Н. М. Пржевальского была открыта бесплатная народная библиотека. На следующий год ее посещало 5623 читателя. Затем такая же библиотека-читальня возникла на Сампсониевском пр. К концу 90-х годов в Петербурге действовало шесть бесплатных библиотек.
Росло число библиотек университетов и научных обществ. Большую роль в научной жизни страны играла библиотека Академии наук в Петербурге. В 1862 году была открыта в Москве библиотека Румянцевского музея, ставшая позднее крупнейшей публичной библиотекой страны.
Крупнейшим и ценнейшим книгохранилищем страны являлась Публичная библиотека в Петербурге. Однако к 50-м годам XIX века положение ее было тяжелым. В 1849 году назначенный ее директором М. А. Корф — бывший лицеист пушкинского выпуска, позднее видный сановник — писал: «Книгохранилище, издавна знаменитое в целой Европе — один из памятников народной славы… — запущенное, расстроенное, забытое, занимало лишь материальное место свое на Невском проспекте. Посреди первой улицы Петербурга, кипящей вечной жизнью и деятельностью, громадное здание Библиотеки одно стояло пустынею, лишенное всякой жизни, внешней и внутренней».
Действительно, библиотека находилась в упадке — «около 120 тысяч не переплетенных и не разобранных брошюр под произвольным названием диссертаций валялись целыми горами на глиняном помосте под самой крышей… Каталогов почти не было. Само здание было запущено: полусгнившие полы, рассохшиеся оконные рамы и двери, переломанная мебель, безобразные шкафы, грубо вымазанные красной краской и т. п.»[457]
Корф прежде всего попытался создать четкую структуру библиотеки — фонды были разделены по 17 отделениям: языкознания, историческое, богословское, философии, медицины и естественных наук, математики и т. д.
Во главе каждого отделения стоял библиотекарь, который отвечал за комплектование, выдачу книг в читальный зал, каталогизацию и т. д. Старательно пополнялись и книжные фонды библиотеки, так что уже к концу 50-х годов в ней находилось не менее 90 % всего напечатанного на русском языке с начала книгопечатания на Руси, пополнялись также собрания по математике, естественным наукам, политической экономии и т. д. В деле комплектования книжных фондов большое значение приобрели частные пожертвования. Императоры и частные лица дарили библиотеке целые коллекции книг и рукописей и деньги на новые приобретения. В 1850 году пожертвования составляли 5041 том, в 1851 году — 10 218, в 1852 году — 16 980 томов.[458] По словам В. В. Стасова, Публичная библиотека стала «общественным достоянием, дорогим и знакомым для каждого», так как «со всех сторон сыпались приношения книгами, рукописями, гравюрами, всякими типографическими редкостями и драгоценностями». В итоге в 1863 году в библиотеке насчитывалось 980 тысяч экземпляров книг. Чрезвычайно важное значение для библиотеки и читателей имело создание не только алфавитного, но и систематического каталога, которые помогали.
В последующие годы (1861–1881), когда директором библиотеки стал И. Д. Делянов, богатства ее преумножались приобретением ряда ценных коллекций — арабских и персидских рукописей, древнееврейских рукописей, собрания рукописей Н. М. Карамзина, рукописного собрания путешественника Тоблера (содержавшего сведения о Палестине) и др.
Огромное значение для библиотеки имел коллектив сотрудников, среди которых большинство составляли люди высокообразованные, глубоко преданные своему делу.
В отделении изящных искусств с 1872 года работал известнейший художественный критик В. В. Стасов. Он не только оказывал бесценную помощь писателям, художникам и музыкантам литературой и советами, но привлек в библиотеку большое количество пожертвований, в частности в виде автографов знаменитых деятелей искусства. По его предложению и его стараниями в библиотеке была основана коллекция портретов Петра Великого. По его инициативе библиотекой была приобретена уникальная коллекция византийских эмалей. Человек эмоциональный, увлекающийся он «очень много сделал для библиотеки. Он горячо ее любил, особенно свой отдел».[459]
Заведующим юридическим отделом был Н. Н. Страхов — образованнейший человек, член-корреспондент Академии наук, автор многочисленных работ по философии, естественной истории, литературе. Исключительное значение для библиотеки имела деятельность А. Ф. Бычкова, поступившего в 1844 году в рукописный отдел на должность хранителя, позднее ставшего заведующим русским отделом и, наконец, директором библиотеки (1882–1899). Способный ученый, ученик Погодина, он успешно совмещал научную работу с библиотечной, поступив в русский отдел, составил ряд каталогов, в частности 1015 книг церковно-славянской печати, находившихся в рукописном отделе, каталог книг на иностранных языках, приобретенных библиотекой. Под его редакцией были изданы Академией наук ряд сборников древних рукописей. «Бычков любил библиотеку как родное детище, — отмечали авторы ее истории, — интересовался всякой мелочью, жил ее интересами и заботился, чтобы она стояла на высоте своего назначения».[460]
И действительно, к концу XIX века старанием и трудами этих и других замечательных сотрудников Петербургская Публичная библиотека заняла место в первых рядах европейских библиотек. Многие научные общества и отдельные ученые страны Европы, Азии и Америки устанавливали с ней контакты, пользовались книгами. Книжные фонды библиотеки за вторую половину XIX века возросли с 980 тыс. экземпляров в 1861 году до 2100 тыс. к концу столетия, а количество читателей возросло с 1800 человек в 1855 году до 12 800 человек в 1895 году.
Несмотря на заметные успехи в деле создания библиотек, посещаемость их и использование книжных фондов были крайне неравномерны. Н. А. Рубакин провел детальное исследование количественного и сословного состава читателей библиотек самых различных регионов России. При этом выяснилось, что многие библиотеки имеют самое незначительное число читателей. «Просматривая библиотечные отчеты, присланные из разных концов России, — замечал исследователь, — вы прежде всего поражаетесь чрезвычайно незначительным числом подписчиков в библиотеках». Так, например, в Нахичеванской библиотеке читателей почти не было, в библиотеке г. Онеги в 1889 году было всего 4, в Уфе — 7, в Симферополе — ни одного. Рассмотрение сословного состава читателей показало, что процент представителей привилегированных классов, пользующихся библиотеками, гораздо ниже того, что следовало ожидать. Так, в Екатеринославе из 100 представителей этой группы читателями библиотеки числились 4 человека, в Херсоне — 5, Астрахани — 6, в Нижнем Новгороде — 10, Воронеже — 17, Самаре — 14. «Даже если увеличить эти цифры в четыре раза (учитывая родных и знакомых, которые могли пользоваться книгой) то получается, что в семидесятитысячной Астрахани пользовались библиотекой менее 2000 человек, а из 7000 „чистой публики“ почти 3/4 не имели отношения к библиотеке».[461] В Херсоне также не пользовались библиотекой около 3/4 культурного населения, в Нижнем Новгороде — 2/3, в Самаре и Воронеже — 1/2.
Даже среди лиц таких профессий, как учителя и учительницы, доктора, священники, далеко не все пользуются книгами из библиотек. «Кто довольствуется каким-либо дешевеньким журналом с премиями, кто берет книги из учительской, часто скудной библиотеки и держит их подолгу, иной раз по целому году, закрывая доступ к этим книгам другим, кто живет и обходится совсем без книг».[462]
В то же время, завершая раздел о распространении печатного слова в России во второй половине XIX века, следует отметить возросшее понимание значения его среди разных слоев населения, и особенно низших — рабочих, крестьян. Польза и даже необходимость грамотности стала настолько очевидна, что способствовать этому стремились люди разных социальных и имущественных состояний. Так, крестьянин Вятской губернии Василий Завалин в письме, адресованном в «Комитет грамотности», предлагал отпечатать азбуку в собственной типографии в г. Глухове и открыть там же ремесленное училище.[463]
Н. А. Рубакин с большой симпатией отмечал появление рабочего читателя — «стали больше читать фабричные рабочие, ремесленники». При этом автор высказал наблюдение о характерном для этих читателей подходе к чтению: «деревенская читающая публика не гонится за „щекотанием нервов“, как это делает публика столичная. Она требует от книги пользы».
Один из корреспондентов писал Рубакину, что «книга сделала из меня садовода и огородника. Прочитав курс геометрии, сам сделал астролябию и приступил к размерке десятин» (то есть размежеванию — Н. Я.). Другой крестьянин, сначала читавший книги по сельскому хозяйству, затем стал покупать и художественную литературу, сначала — для семьи, затем образовал что-то вроде избы-читальни, куда стали ходить односельчане. К сожалению, подобные примеры не были частыми. По многим причинам, чаще всего материальным, книга была недоступна рабочему, и особенно крестьянину — не было в хозяйстве лишней копейки на книгу, трудно доставать книги в глухих, отдаленных даже от уездного города деревнях, — но к этому присоединялось и недоверчивое, а иногда враждебное отношение части населения к книге, грамоте и «грамотеям».
Достаточно типичной была жалоба крестьянского юноши Ивана К. о том, что ему «положительно запрещено читать книги со стороны родителей». Яне только родители выражали отрицательное отношение к просвещению крестьянских или рабочих подростков. По мнению господ, писал другой корреспондент Рубакина, «читать книги это слишком вредная привычка для будущего крестьянина: подобно пьянству, она развивает привычку к ничегонеделанию».[464]
Такое «барское» отношение к грамоте, и в целом к просвещению, противостояло активному стремлению русской интеллигенции нести в народ книгу и знания, выразившемуся в организации многочисленных библиотек при земских школах, бесплатных народных читален на селе и в городе.
Биография и биографические сборники
Ещё файлы в дисциплине Библиотечное дело