Библиотековедение

О специальности «Библиотековедение»:

Для будущего библиотекаря важно изучить структуру библиотечных фондов и каталогов, библиографоведение и библиотековедение, языкознание, литературоведение, историю, менеджмент библиотечного дела, управление библиотекой. Студентов знакомят с художественной, научно-популярной, специальной литературой, формами и методами проведения конференций и выставок, правилами организации и учета библиотечного фонда.

Библиотекари работают в государственных и ведомственных библиотеках, библиотеках научных учреждений, вузов, школ, предприятий. Они составляют библиотечные каталоги, консультируют посетителей, выдают по запросу посетителей хранящиеся в библиотеке материалы (книги, периодику), ведут учет выданных и возвращенных материалов. Организуют хранение информации и занимаются ее поиском. Для этого библиотекарям приходится осваивать современные информационные технологии.

Библиотекове́дение — научная дисциплина, изучающая теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела, а также принципы формирования, развития, функционирования библиотечной системы.

Впервые термин «библиотековедение» был упомянут в трудах Мюнхенского библиотекаря М. Шреттингера.

Библиотековедение связано с многими научными дисциплинами: педагогика, психология, право, экономика, информатика и другие.

Разделы библиотековедения

  • Общее библиотековедение, изучающее теоретические, исторические и организационные проблемы библиотечной деятельности, а также изучение объекта и предмета библиотековедения, его структуры, терминологии, места в системе наук, связей со смежными и сопредельными научными дисциплинами, закономерностей библиотечной деятельности, её принципов и концепций, методологии и методики библиотечных исследований, истории библиотековедческой мысли.
  • Особенное библиотековедение исследует различные специфические аспекты библиотечной деятельности, например библиотечный маркетинг.
  • Частное библиотековедение — комплекс разделов библиотековедения, содержание которых составляют учения о различных частях библиотеки как системы — библиотечном фонде, библиотечном каталоге, контингенте пользователей библиотеки, материально-технической базе библиотеки, требованиям к библиотекарям и т. д.

История

История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно.

В России термин «библиотековедение» получил распространение с середины XIX века и прочно утвердился в начале XX века. Важную роль в развитие российского библиотековедения сыграли: В. И. Собольщиков, Н. А. Рубакин, Л. Б. Хавкина

Читайте также:
Контент-план для личного блога - 3 важных правила

С момента появления библиотек и до конца XVIII века библиотековедение не существовало как собственная отрасль знания. В начале XIX столетия начинается становление библиотековедения как науки и учебной дисциплины.

Библиотечное дело — отрасль информационной, культурной, образовательной деятельности общества, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку библиотечных фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Библиотекове́дение, научная дисциплина, изучающая библиотеку как социальную систему, её структуру, функции и деятельность. Теоретические знания о библиотеке существовали со времени её возникновения и отражались в библиотечных классификациях, практических руководствах, библиографических указателях начиная с 5 в. до н. э.

Термин «Библиотековедение» введён библиотековедом М. Шреттингером (Германия) в его 2-томном труде «Опыт исчерпывающего руководства по библиотековедению, или Руководство к успешной деятельности библиотек» (1808–1829). В 1820–1827 гг. вышел 3-томный труд немецкого библиотековеда Ф. А. Эберта «Образование библиотекаря», где высказывалась мысль о самостоятельности библиотековедения. В России понятие «Библиотековедение» впервые употребил К. М. Бэр (1841).

Во 2-й половине 19 в. подход к библиотековедению как самостоятельной научной дисциплине получил распространение в США и в других странах. Библиотековедение долго развивалось как дисциплина прикладного характера, в предмет которой входили вопросы внутреннего устройства библиотек, техники подбора и организации книжных фондов, строительства и оборудования библиотечных помещений и т. д. Но уже в 19 в. ставился вопрос о социальной роли библиотеки.

В России идеи библиотековедения в 19 в. развивались в трудах Ф. Ф. Рейсса, А. Н. Оленина, В. И. Собольщикова, В. В. Стасова и др. Выдающаяся роль в развитии русского библиотековедения принадлежит Н. А. Рубакину, высказавшему идеи о демократизации библиотек, их значении как очагов просветительства и организации самообразования, об изучении интересов читателей как условии руководства чтением и т. д. В 1903 г. была организована секция библиотековедения при Русском библиологическом обществе (Санкт-Петербург), из которой выросло Общество библиотековедения (1908). С 1910 г. оно начало издавать первый отечественный библиотечный журнал «Библиотекарь» и созвало в 1911 г. первый Всероссийский библиотечный съезд. В конце 19 – начале 20 вв. вопросы библиотековедения в России разрабатывали также П. М. Богданов – один из основателей «Библиотекаря» и Общества библиотековедения, К. Н. Дерунов, А. А. Покровский, Л. Б. Хавкина. В 1950–1990-е гг. общебиблиотековедческую проблематику исследовали К. И. Абрамов, Ю. В. Григорьев, Н. И. Тюлина, И. М. Фрумин, О. С. Чубарьян и др.

Библиотековедение классифицируется по ряду аспектов и объектов. Общее библиотековедение отражает только те стороны целостного библиотечного процесса, которые равно выражают сущность всех особенных компонентов библиотековедения, не раскрывая их специфичности: предмет библиотековедение, его место в системе наук, методы, законы библиотечной деятельности, классификацию библиотековедения и библиотек, современное состояние и перспективы развития библиотековедения и библиотек, понятийный аппарат библиотековедения и т. п. Частное библиотековедение образуется теоретическим воспроизведением составных частей библиотеки как системы: библиотечного фонда, контингента пользователей, библиотечного персонала, материально-технической базы библиотеки. Им соответствуют библиотечное фондоведение, библиотечная профессиология и другие частные библиотековедческие разделы. Предметом исследования специального библиотековедения являются специальные библиотеки. Патентное библиотековедение выделено по признаку специфического вида документа, составляющего основу не только фонда, но и патентной библиотеки в целом; космическое библиотековедение рассматривает специфику создания и функционирования библиотек на космических кораблях и т. д. В 21 в. зарождается электронное библиотековедение (А. И. Земсков, Т. В. Майстрович, Я. Л. Шрайберг и др.). Изучение особенностей библиотечного обслуживания лиц с психофизиологическими недостатками – предмет дефектологического библиотековедения.

В зависимости от целей исследования возможны и другие классификации: по территориальному признаку выделяется мировое, международное, отечественное, региональное, краеведческое библиотековедение. По признаку возраста пользователей – дети и юношество – выделяется ювенальное библиотековедение. Особое место в классификации библиотековедения занимает сравнительное библиотековедение (понятие введено в 1954 Ч. Дейком, США), занимающееся сопоставительным анализом библиотечной теории и практики различных стран мира и выявлением общих и специфических закономерностей развития библиотековедения.

В структуру библиотековедения входят также дисциплины, образовавшиеся в результате его интеграции с другими науками: библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная социология, библиотечная статистика, экономика библиотечного дела, библиотечное право, библиотечная этика, библиотечная эстетика и др.

Ведущими центрами научных исследований по библиотековедению являются крупнейшие библиотеки стран мира и научно-исследовательские учреждения.

В России проблемы библиотековедения разрабатывают Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Библиотека Российской академии наук (РАН), Государственная публичная научно-техническая библиотека, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, Институт научной информации по общественным наукам РАН и др.

Существуют различные подходы к определению места библиотековедения в системе наук. Наиболее распространён взгляд на библиотеку как на учреждение, обеспечивающее общество документами, отсюда выводится положение о библиотековедении как общественной дисциплине. Книгоцентристская концепция рассматривает библиотековедение как составную часть книговедения, а предоставление библиотекой информации пользователю позволяет ввести библиотековедение в число информатологических дисциплин.

Представление о библиотеке как о социальной системе, общественное предназначение которой состоит в обеспечении опосредованного библиотекарем акта коммуникации между пользователем и документом, служит основой определения библиотековедения как документально-коммуникационной дисциплины, входящей в науку о социальных коммуникациях.

Библиотековедение — Так называется в настоящее время совокупность правил, частью теоретических, частью добытых опытом, касающихся устройства и управления библиотек. Сообразно с этим Б. разделяется на два главных отдела: правила об устройстве и правила об управлении.

Чтобы по возможности лучше обеспечить сохранность книг, отыскать нужную книгу среди сотни тысяч других с наименьшей затратой труда и времени и вообще, чтобы достигнуть правильного ведения дела при небольших сравнительно средствах, библиотекарь должен прежде всего обратить внимание на помещение, далее на расстановку, порядок, нумерацию и составление каталогов.

При выборе помещения для библиотеки или при постройке специального для нее здания библиотекарь прежде всего должен заботиться о том, чтобы оно было по возможности гарантировано против пожара и при этом настолько поместительно, чтобы не приходилось расставлять книги в два ряда; далее, оно должно быть сухо, вмещать достаточно воздуха и иметь хорошее и равномерное освещение. Книги должны быть по возможности защищены от пыли и солнца.

Для занятий должны быть устроены удобные приспособления; лучше всего отвести для них особую читальную залу, благодаря которой самое книгохранилище может оставаться закрытым для публики. Всего удобнее для помещения библиотеки здания с куполообразными или стеклянными крышами, а за неимением таковых — ряд больших, примыкающих друг к другу зал, расположенных по возможности в одном этаже.

Книги расставляются в шкапах или на открытых полках, высота которых кверху должна уменьшаться для того, чтобы можно было распределять книги по форматам — внизу фолианты, выше — в 4-ю и 8-ю долю листа. Для книг в 12-ю долю в особых полках нет надобности.

В последнее время все более входит в употребление существующая уже в Британском музее и в Имп. публ. библ. система подвижных полок. Если залы высоки, то они должны быть снабжены галереями для того, чтобы не приходилось прибегать к опасным высоким лестницам; при этом желательно, чтобы попасть на галерею можно было из той же самой залы. Если полок по стенам залы недостаточно и необходимо еще устраивать шкапы посредине залы, то следует позаботиться о том, чтобы свет падал на них сбоку, чтобы они находились в достаточном расстоянии друг от друга и чтобы их легко было обходить. Как при составлении каталога, так и при расстановке книг удобнее всего придерживаться системы распределения их по наукам.

Существует очень много систем, долженствующих облегчить научное пользование книгами в обширных книгохранилищах. Петцольдт в своей «Bibliotheca bibliographica» насчитывает не менее 115 различных систем, из которых многие были применены на практике. Трудно решить, которая из них более пригодна, так как всякий библиотекарь склонен отдавать предпочтение той системе, которую он сам придумал и к которой он более привык. При выборе системы надо, главным образом, иметь в виду назначение библиотеки; для библиотеки какой-нибудь корпорации, задачи которой более ограничены, конечно, требуется совершенно другая система, чем для большой библиотеки, имеющей более общее назначение. В сущности, всякая хорошо продуманная система бывает совершенно пригодна, если только она строго проводится.

Если книга по своему содержанию не может быть отнесена бесспорно к известному отделу, то в каталоге должны быть сделаны соответствующие указания. Насчет самого распределения по отделам существует также множество различных взглядов. Несомненно то, что при разумном ведении дела большее число отделов значительно облегчает пользование библиотекой.

Для хорошего управления и удобного пользования библиотекой громадное значение имеет хороший каталог (печатный или, за неимением средств, писаный). Внешняя форма его может быть различна: он может состоять из отдельных листков или же иметь вид переплетенной книги.

Каждая из этих форм имеет свои преимущества. Каждая благоустроенная библиотека имеет три главных каталога: 1) алфавитный, в котором книги размещены по именам авторов или по начальным словам; 2) систематический, в котором книги распределяются по большему или меньшему количеству научных отделов; 3) каталог поступлений, в котором указываются — вновь приобретаемые сочинения. Рукописи, понятно, должны быть занесены в особый каталог. Кроме того, желательны еще специальные описи инкунабул, изданий на пергаменте, редких изданий, книг с гравюрами и т. п.

Средством для легкого нахождения книги по справке с каталогами служит нумерация сочинений, указывающая их место в библиотеке и отмеченная в каталоге. Эта нумерация может производиться различным образом: или непрерывным рядом номеров, или же, как в больших библиотеках, где пришлось бы употреблять слишком большие цифры, с помощью отдельных знаков для разных шкафов, так что в каждом таком отделении нумерация начинается опять с единицы.

Довольно безразлично, какого рода знак избрать для этой цели; всего целесообразнее употреблять литеры в отличие от цифрового способа нумерации. Сочинения вновь поступающие вставляются в прежние ряды посредством особых прибавочных знаков; наиболее употребительны для этой цели буквы, но употребляются и числа, которые ставятся под соответствующим номером в виде знаменателя. Порядок расстановки книг, практикуемый в Имп. публ. библ., существенно отличается от общепринятого.

При расстановке книг в Императорской публичной библиотеке руководствуются только форматом их, совершенно независимо от содержания; между тем как везде книги расстанавливаются в систематическом порядке. — Порядок этот имеет главным образом то преимущество, что благодаря ему является возможность избежать потери столь дорогого в каждой библиотеке места.

Правила об управлении библиотекой касаются прежде всего тех принципов, которыми должен руководствоваться библиотекарь при приобретении новых книг, для того чтобы данное учреждение не отставало от науки. Кроме находящихся в его распоряжении денежных и других средств, он должен при этом принимать во внимание цель и назначение библиотеки.

Специальные библиотеки (для купеческого или ремесленного классов, для военных и т. д.), равно как и школьные и народные библиотеки должны руководствоваться совершенно иными началами, чем те библиотеки, которые предназначены для служения науке вообще, каковы университетские и государственные библиотеки. Последние прежде всего должны заботиться о приобретении таких ученых сочинений и драгоценных научных изданий, которых частные лица не станут приобретать либо по их дороговизне, либо же потому, что они могут им служить только изредка.

Из этого следует, что из различных руководств и учебников по отдельным отраслям знания, которые каждый специалист должен иметь сам, нужно приобретать лишь наиболее выдающиеся, знакомящие с общим состоянием данной отрасли в данное время.

Что же касается тех оснований, на которых публика допускается к пользованию библиотекой, то относительно этого пункта господствуют еще различные мнения, отчасти обусловливаемые местными условиями. Главным принципом, конечно, должно служить то, что пользование книгами должно быть разрешено в возможно более широких размерах, но так, чтобы оно не шло в ущерб их сохранности.

Поэтому все, что имеется в библиотеке, должно быть предоставлено для научного пользования, хотя, конечно, с некоторыми необходимыми ограничениями как при пользовании книгами в самой библиотеке, так и при выдаче их на дом.

В тех библиотеках, где допускается подобная выдача книг на дом — определенному ли классу общества или же всякому, представляющему какую-нибудь гарантию, — должны быть выработаны самые точные правила на этот счет, и эти правила должны строго соблюдаться. Каждая выдаваемая книга непременно должна быть снабжена штемпелем; на каждую книгу должна выдаваться расписка, которая при возвращении книги отдается надорванной. Кроме того, для всех выданных книг должен вестись контрольный журнал (всего лучше, с алфавитным обозначением заглавий), а для пользования должны быть установлены определенные сроки. Даже в наиболее доступных библиотеках известные роды книг не выдаются на дом и предоставляются пользованию публики только в самой библиотеке; таковы, напр., общие энциклопедии, библиографические сочинения, словари, эстампы и дорогие издания.

Кроме того, правительством принимаются меры к предупреждению зла, могущего произойти от чтения, лишенного надлежащего руководства. Меры эти заключаются в ограничении доступа для занятий в общественных Б. несовершеннолетним (в Британский музей не допускаются лица, не достигшие 21 года, у нас от несовершеннолетних требуется разрешение родителей или учебного начальства), в надлежащем выборе книг для народных Б. и т. п.

На выбор книг особое внимание обращает во Франции комиссия, имеющая общий надзор за bibl. scolaires; y нас высочайшее повеление 5 янв. 1884 г. исчисляет книги, которые хотя и не изъяты из обращения, но не могут быть выдаваемы из публичных Б. и в общественных читальнях. Хотя уже с XVI в. отдельные ученые избирали предметом своих сочинений устройство библиотек, тем не менее библиотековедение под этим названием было создано лишь в начале XIX в. Schrettier’oм в его «Versuch eines vollständigen Lehrbuchs der Bibliothekwissenschaft» (2 т., Мюнхен 1808—29) и затем разработано подробнее Эбертом, знаменитейшим библиотекарем своего времени, в его «Bildung des Bibliothekars» (2-е изд., Лейпц. 1820). С тех пор большие услуги библиотековедению оказали: Molbech, «Ueber Bibliothekwissenschaft», в нем. пер. Ratjen’a, Лейпц., 1833), Constantin (псевдоним Леоп. Авг. Конст. Гессе), «Bibliothéconomie» (2-е изд. Пар., 1841), Zoller, «Die В.» (Штутг., 1846), Seizinger, «Theorie und Praxis der B.» (Дрезд., 1863), Schleiermacher, «Bibligraph. System der gesammten Wissenschaftskunde» (Брауншв., 1862), и Petzholdt в своем превосходном «Katechismus der Bibliothekenlehre» (3-е изд., Лейпц., 1877) и мн. др. В 1840 г. Науман стал издавать свой «Serapeum» (до 1870), а Петцольдт свой «Anzeiger für die Litteratur der Bibliothek-Wissenschaft». Последний выходит еще и теперь, под названием «Neuer Anzeiger für Bibliographie und В.», и представляет единственное периодическое издание, занимающееся всеми частями библиотековедения. Упомянутые периодические издания содержат также много данных, касающихся библиотекографии, которая занимается историей и описанием отдельных библиотек древнейших и новейших времен.

Столяров Юрий Николаевич. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2005. Актуализация: 2024.

 

Библиография
Библиология
Библиомания
Библиотековедение
Библиотекография
Библиотекономия
Биография и биографические сборники
Вкладная
Календарь, в библиографии
Цветник, в библиографии
Юридическая Библиография (Санкт-Петербург)
Юридическая Библиография (Ярославль)
Variorum

 

Источник
Источних
Источник

Пожалуйста, сделайте репост, поделитесь с друзьями!
ЗНАЙКА
5 1 голос
Рейтинг статей
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарии
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Моя корзина